1С:Доминикана, или Дискуссии на берегу океана

1С:Доминикана, или Дискуссии на берегу океана
Олег Седов | 16.07.2013
Пятая международная конференция «Решения 1С для корпоративных клиентов» прошла в Республике Доминикана (Репдом) и собрала 230 участников. Официально компания «1С» объявила о ряде премьер, которые в ближайшее время появятся на рынке программного обеспечения. Но не меньший  интерес вызывали практики внедрения программных решений в различных отраслевых условиях.

Трансмашхолдинг — крупнейший поставщик подвижного состава для ОАО «Российские железные дороги». В состав холдинга входят предприятия, различные по масштабу и типу производства, а общая численность персонала превышает 50 тысяч человек. Сегодня информационная система на базе «1С:УПП» существует на 12 предприятиях Трансмашхолдинга и фактически является корпоративным стандартом автоматизации. Всего в объединенной системе работает около 9000 сотрудников, она охватила более 5000 рабочих мест.

Как отметил руководитель управления развития и сопровождения КИС, заместитель руководителя департамента информационных технологий ЗАО «Трансмашхолдинг» Анатолий Ушаков, ускорить закрытие отчетных периодов только внедрением программного продукта невозможно — прежде всего необходимо унифицировать учетную политику на предприятии, бизнес-процессы и лишь затем внедрять ИС. Однако, несмотря на очевидные преимущества унификации, на предприятии была реализована децентрализованная модель, чтобы сохранить на местах особенности учетной политики, не противоречащие корпоративному шаблону. По мнению Ушакова, обеспечение взаимодействия в подобных условиях — задача достаточно сложная, но решаемая. Ключевым элементом системы являются базовые справочники, и это не только справочники НСИ, ТМЦ, контрагентов, но и справочники затрат, общих доходов и расходов и ряд других. При этом у справочников есть два уровня — верхний, который на местах запрещено изменять (план счетов, учетные принципы, настройки типовой отчетности), и нижний, допускающий изменения (детализация тех или иных статей, возможность вводить дополнительные поля в документы и др.). 

Перед директором по развитию и технологиям ООО «Торговая компания “Световые технологии”» Михаилом Кудиновым стояла задача перехода с решения 1С версии 7.7 на «1С:УПП 8.2» на предприятии среднего бизнеса, учитывая поддержку территориального развития. Сегодня в составе компании три завода: в России, на Украине и в Испании. Планируется появление заводов в Индии и Казахстане. Основной мотивацией к реализации проекта были отсутствие унификации бизнес-процессов, а также технические сложности, во многом связанные с недостатками предыдущей версии 7.7 решения 1С — ограниченным количеством пользователей, невозможностью реализовать детальное управление запасами, производством, с проблемами по разработке новой продукции, с продажами и оптимизацией бюджетного управления. В итоге, в ходе проекта решение было существенно кастомизировано. Необходимость доработки продукта объясняется особенной логикой бизнес-процессов компании, что повлекло за собой привлечение пяти партнеров и значительное количество собственных специалистов, включая экономистов, методологов, программистов. 

img

КамАЗ — это наше все! Как заметил, главный бухгалтер ОАО «КамАЗ» Андрей Максимов, «КамАЗ — это не бренд; это мерило пользы: «привезу КамАЗ песка», или мерило ущерба: «ты выглядишь так, как будто под КамАЗ попал»... Однако практики КамАЗа вызывали особый интерес у участников конференции по другим причинам. Дело в том, что в феврале этого года ОАО «КамАЗ» и фирма «1С» подписали генеральное соглашение о сотрудничестве. На тот момент (начало февраля 2013-го) на платформе «1С:Предприятие 8» в группе «КамАЗ» было автоматизировано 7422 рабочих места. Но в рамках осуществления партнерского соглашения у сторон возникло много новых планов, в частности реализовать проект комплексной автоматизации управления производством с применением нового программного продукта «1С:MES Оперативное управление производством» с помощью научно-технического центра ОАО «КамАЗ», подготовить на базе данного проекта типовое решение для тиражирования по производственным подразделениям группы компаний «КамАЗ». 

Качественные изменения в продуктах

Директор «1С» Борис Нуралиев объявил о выводе линейки программных продуктов на качественно новый уровень, что в свою очередь предполагает обновление организации партнерской сети. Прежде всего Борис Нуралиев сообщил о выпуске новой версии 8.3 платформы «1С: Предприятие 8», на базе которой в ближайшее время будут развиваться и выпускаться новые прикладные решения. Так, новая версия дает возможность создавать приложения для мобильных платформ под управлением Android и iOS (iPad и iPhone).  Раньше на них можно было работать с 1С:Предприятием только через веб-клиент. 

img

Другое направление развития многоплатформенности - поддержка Linux.  Если серверная архитектура для него была реализована уже несколько лет назад, то сейчас в платформу 8.3 добавлен Linux-клиент, со всеми возможностями Windows-клиента, в т.ч. для разработчиков приложений (конфигуратор). 

img
По словам руководителя отделения создания экономических программ Сергея Нуралиева, у Linux-функционала широкое применение. Существует несколько категорий клиентов, заинтересованных в подобных услугах. Например, госсектор, который выбирает Linux, в частности, из-за стоимости и независимости от заграничного вендора. Во-вторых, это класс предприятий, которые считают, что в серверной архитектуре данное решение является более надежным, производительным и устойчивым в эксплуатации. Отсутствие клиента 1С в Linux-версии некоторых сдерживало и ограничивало.

Традиционным достоинством платформы 1С является то, что она позволяет быстро развивать свою ИТ-систему, опираясь на готовый функционал продукта и не тратя для этого сверхусилий. Соответственно, система обеспечивает большую независимость от конкретных исполнителей. В стране более 300 тыс. человек программируют на языке 1С:Предприятия, так что если от  конкретного заказчика уходит команда разработчиков, найти новую для поддержки даже сильно переработанной версии системы обычно удается. В платформу 8.3 заложено больше возможностей для ускорения разработки, предлагается набор шаблонов, ориентированных на прикладной бизнес-уровень решений. В результате можно очень быстро «войти в тему» и начать развивать унаследованную систему.

Появились «профили безопасности». Они должны сильно помочь провайдерам, размещающим на своих сервисах решения "1С:Предприятия", особенно если эти решения поступают от сторонних  поставщиков. Администратору достаточно получаса, чтобы настроить профили таким образом, чтобы защитить внутреннюю систему от потенциально опасных или злонамеренных действий таких программ (в версии 8.3. профиль безопасности ставит администратора системы выше разработчика). Разработчику разрешается обращаться только к тем ресурсам, которые ему дает на сервере администратор. Фактически он изолирован в некой «песочнице», чьи границы определяет администратор и не позволяет выйти за ее пределы.

img

Интернет — убийца посредников или новая среда для партнеров?

Бизнес «1С» традиционно основан на партнерской модели. Борис Нуралиев был убедителен, говоря, что верит в перспективы бизнеса партнеров «1С» в «облачных условиях»: «Сегодня внедрением и кастомизацией решений «1С»  занимается 300 тыс. специалистов, из них 100 тыс. у наших партнеров-франчайзи – значит, эта работа реально нужна, потребность в настройке ERP-систем под бизнес заказчика есть и никуда не денется. В самой 1С только тысяча сотрудников и отнюдь не все из них программисты. Интернет, конечно, помогает поднять производительность, но ведь не в сотни раз, как мы без партнеров всех обслужим?»

Очевидно, что в облачном формате фирма пытается повторять те же успешные практики. В 2010 году «1С» предложила партнерам сдавать ПО в аренду по модели ASP (Application Service Provider). В этом случае партнеры разворачивают системы и держат базы клиентов на своих серверах или в дата-центрах. Пользователям не нужно тратиться на покупку оборудования и лицензий, а единственная статья расходов для них — арендные платежи за сервис. Дополнительный плюс такой модели – под заказ конкретного клиента партнеры могут кастомизировать развернутую для него систему. Подобные договоры заключили более 210 партнеров, и доходы от ASP-модели в компании быстро растут. Совокупная выручка партнеров по услугам аренды ПО в 2012 году увеличилась на 96% , а программы 1С по модели аренды используются на 13 800 рабочих местах (рост за год на 78%).  
Итак, франчайзи в облачном мире не останутся за бортом. Участвуют они и в собственном «облачном» сервисе 1С.  Услуга 1cFresh.com предоставляется по модели SaaS (Software as a Serviсe) и ориентирована на предоставление доступа небольшим предприятиям к системе «1С:Предприятие 8» через веб-браузер. В данном случае клиентские базы лежат на серверах самой «1С», а франчайзи продают доступ к сервису и берут на себя задачи первой линии поддержки пользователей. Судя по цифрам, популярность модели SaaS быстро растет. 

Но, по словам Бориса Нуралиева, у 1С нет задачи «продвинуть облака». «1С: Предприятие» — средство автоматизации российских предприятий и учреждений, и чтобы удержать эти позиции, нужно сделать так, чтобы пользователю было удобно работать в данной системе. Клиенты ожидают от облачных решений возможности простой удаленной работы. При этом они хотят пользоваться не стандартными, а кастомизированными под себя продуктами, боятся отдавать свои данные в чужие руки и, что важно, не хотят менять уже налаженный процесс. Поэтому фирма стартовала проект «1СЛинк», суть его в том, что нажатием одной кнопки пользователь «1С:Предприятие» получает через веб-браузер конфиденциальный доступ по шифрованным протоколам к 1С:Предприятию, уже работающему в организации клиента, на его собственном сервере. 

img

По мнению заместителя директора «1С» по работе с корпоративными клиентами Марины Слесаренко, на рынке нет внятной тенденции за или против облаков, решения зависят от конкретных бизнес-задач и ситуаций. Неважно, где установлена ERP-система, в «облаке» или на компьютерах пользователя. Марина Слесаренко считает, что партнеры компании должны уметь предложить предприятиям любую технологию работы с системами 1С. Им необходимо обновлять технологические  компетенции,  которые наращиваются гораздо быстрее, чем консалтинговые. У ряда партнеров 1С уже есть специалисты с высокой квалификацией «1С:Эксперт по технологическим вопросам», способные разворачивать и сопровождать «облачные» сервисы. Но большинству еще только предстоит учиться, осваивать новые для себя области и выращивать специалистов по ним, чтобы удовлетворить растущий спрос на применение систем 1С в облачных и мобильных средах. 


Теги: ERP, электронный документооборот, cloud, data center, виртуализация, SaaS, CRM, приложения, кейсы, стратегии, задачи, решения, сообщества, семинары

Журнал IT-Manager № 7-8/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Олег Седов


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

Объединенная судостроительная корпорация — крупнейший  судостроительный холдинг  России объявила о назначении Антона Думина на должность директора департамента информационных технологий
Мы не только передаем заказчику спроектированные процессы, адаптированную систему автоматизации и обученный персонал, но и помогаем в реализации необходимых организационных изменений для того, чтобы клиент смог максимально использовать все преимущества подхода ITSM в своей деятельности.

Мероприятия


08.09.2016
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания Event House приглашает Вас принять участие во втором Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT-Forum»! Промышленная автоматизация на предприятии – важная область, которой уделяется повышенное внимание. Использование информационных технологий - один из немногих технологически и экономически выгодных способов повышения эффективности подготовки производства. На современных предприятиях автоматизируются по максимуму все возможные участки работ. Новый взгляд на проблемы и тенденции информационных технологий в области промышленной автоматизации будут рассмотрены на II Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT Forum»

22.09.2016
24 июня 2016 года Госдумой шестого созыва был принят законопроект «Антитеррористический пакет» Яровой, который назван одним из самых резонансных. Существенная часть законопроекта призвана регулировать деятельность телекоммуникационных и интернет компаний. Согласно документу, операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик. Как законопроект повлияет на рынок? Смогут ли крупнейшие интернет-компании отстоять свою позицию? Готово ли государство прислушиваться к мнению бизнеса? На конференции Право.ru участники обсудят скрытые и явные угрозы «пакета Яровой», а также о другие законодательные изменения.