Бизнес-взгляд на информатизацию региона

Бизнес-взгляд на информатизацию региона
Андрей Виноградов | Ольга Попова | 29.03.2016

Объединить все ведомства на одной ИТ-платформе - задача весьма нетривиальная. Об успехах и трудностях, с которыми приходится сталкиваться в деле информатизации государственных ведомств нам поведал Дмитрий Никифоров, председатель Государственного комитета Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий. Встреча оказалась на редкость содержательной. Дмитрий – человек открытый, амбициозный, говорящий прямо. Впрочем, судите сами.

Дмитрий Алексеевич, каким образом вы оказались на том месте, где работаете сейчас?

Назначен на эту должность я был в середине 2014 года. На государственной службе до этого не работал – я пришел из коммерции. Вырос и учился в Петрозаводске, окончил здесь же университет по специальности «прикладная математика/информатика». После этого работал в структурах, которые занимались развитием широкополосного доступа ADSL. Затем был связан с мобильной коммерцией: мы создали с нуля контент-провайдера, который занимался агрегацией любого трафика, сделали свою биллинговую систему для любых платежных инструментов, в том числе и для пластиковых карт. Там я дошел до поста технического директора. Переехал в Санкт-Петербург. Наша компания на протяжении нескольких лет входила в ТОП-3 на рынке. А в конце 2013 года на меня вышли знакомые нашего губернатора, Александра Петровича Худилайнена, и предложили участвовать в конкурсе на должность. Я согласился. Мне хотелось другого опыта руководства – не коммерческого, а именно по службе. Это – другая наука. Мне хотелось научиться новому, проверить себя, «прокачать» свои навыки. Второй мотив заключался в том, что это – родной регион, родной край. Я тесно связан с петрозаводским вузом, лично знаю многих гениальных ребят из города и мне известно о большом оттоке кадров. Многие смышленые ребята едут в Петербург, в Москву и даже в Финляндию. Хотелось именно в Карелии создать такой айтишный фон, чтобы он стал известен на всю Россию. Такие вот амбициозные планы. Написал резюме, несколько раз встречался с Александром Петровичем и его заместителями. В конечном итоге прошел все процедуры и мне сказали: приходи и пробуй. И я пошел.

И как, получилось?

Пока не совсем. Научиться управлять людьми, которые намного старше тебя и, например, долгое время работали в МВД, непросто. Мое руководство говорит, что определенные успехи есть, например, мы выполнили указ Президента в части создания сети МФЦ, но мое мнение, что хвастаться успехами еще рано.

Что входит в зону вашей компетенции?

Сейчас мы полностью отвечаем за МФЦ и все, что с этим связано. А также за все, что связано со СМЭВ – системой межведомственного электронного взаимодействия и соответствующими информационными системами, в нашем ведении перевод услуг в электронный вид, региональный портал госуслуг и официальный сайт Правительства региона. Помимо этого в органах исполнительной власти ведем направление «Защита информации», в котором мы формируем единую политику. У нас под крылом весь электронный документооборот и задача до конца 2016 года перейти на безбумажную работу. Кроме того, развиваем свой ЦОД и хотим централизовать ИТ-инфраструктуру ряда ведомств. Сейчас я занят формированием настолько профессиональной команды, чтобы мы могли прийти к губернатору и сказать: «Мы готовы влезать в планы информатизации во всех ведомствах». Мы готовы создать некий совет директоров или комиссию, которая бы согласовывала планы по информатизации, например в части закупок, проектирования тех или иных информационных систем, и технические задания на различные компоненты. Мы приняли стратегию в рамках развития региональной информатизации и стараемся наметить пути, как нам построить работу со всеми остальными ведомствами в едином русле.

Можно поподробнее о том, что намечено на 2016 год?

В этом году мы плотно работали с рядом ведомств по централизации. Наметили два интересных и больших направления – это «Электронное образование» и АПК «Безопасный город». В настоящий момент Министерство образования и Комитет по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения ждут от нас отмашку о готовности развернуть их информационные системы и компоненты в нашем региональном ЦОД. По сути, это те ведомства, перед которыми поставлено большое количество задач в ИТ, и которые они не могут осилить самостоятельно. Сейчас мы с ними совместно пытаемся реализовать «Контингент» и «Систему 112». По «Контингенту» мы получили федеральную субсидию от Минкомсвязи.

Также, наш Комитет уполномочен на реализацию мероприятия по созданию, эксплуатации и технической поддержке системы контроля безопасности дорожного движения, включающей в себя автоматизированную систему фото- и видеофиксации нарушений ПДД РФ и ЦОД административных правонарушений в области дорожного движения. Я надеюсь, этот проект будет только первым этапом, за которым последует создание Ситуационного центра главы республики, системы видеонаблюдения, весогабаритного контроля и т.д.

С «Системой 112» и фото- и видеофиксацией понятно, а что такое «Контингент»?

«Контингент» – это комплекс информационных систем, предназначенных для учета контингента обучающихся в образовательных организациях различного типа, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти содержащих персональные данные несовершеннолетних. Сначала она внедряется на региональном уровне, а по завершении обкатки должна быть интегрирована с федеральной системой. Задача в том, чтобы каждая структура образования, которая входит в этот перечень, была представлена в онлайне и могла отправлять информацию обо всех обучающихся в федеральный сегмент. То есть данные по оценкам, посещаемости, связанные с какими-то личными делами, – по сути, это цифровые школьные журналы и дневники. Проект очень большой, потому как в каждой школе нужно внедрить защищенный канал связи, поставить соответствующее оборудование и развернуть вход в систему для педагогов или иных ответственных лиц для внесения информации. А у нас сейчас есть нечто подобное только по нескольким детским садам и школам, да и то лишь в Петрозаводске. В некоторых школах уже есть электронные дневники, но объединенной единой региональной системы нет, все нужно создавать с нуля. Поэтому мы готовим два проекта: «Контингент» – он будет субсидирован Минкомсвязью, а также инвестиционный, рассчитанный на несколько лет, но с реализацией в этом году – «Электронное образование» – в него войдет перечень всех задач, которые стоят перед Министерством образования.

Я правильно понимаю, что есть еще и инвестиционные проекты, которые будут развиваться?

Кроме денег, которые предоставил бюджет, есть несколько проектов, когда приходит инвестор. Сейчас мы рассматриваем не одно предложение, а несколько. Например, проект фото- и видеофиксации на этапе создания и эксплуатации – делается за счет средств инвестора.

Каковы самые большие проблемы в вашей деятельности?

Первая проблема – с так называемой исторически сложившейся структурой ИТ в регионе. Были ведомства и организации до Комитета, которые устанавливали у себя ряд информационных систем и проводили свою ИТ-политику, но делали это все без сертификации и единого стандарта. Теперь, когда строится глобальная региональная информационная сеть, и каждому ведомству нужна уже не одна информационная система, приходится это исправлять. Нужно приводить многие самоделки в соответствие с требованиями по безопасности и остальными требованиями государственной информационной системы. Вторая проблема – нехватка опыта у сотрудников. У нас очень мало ИТ-специалистов, способных обычным языком объяснять Минфину, на что нужны деньги и что эти деньги дадут на выходе. Например, я объясняю, каким образом можно сделать единую программу по ИТ, чтобы сконцентрировать все в одном месте. Для начала можно взять системы правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», потом сделать единый антивирус. То есть чтобы одно ведомство делало закупку и в централизованном месте, например в серверной или ЦОДе, разворачивало тот или иной продукт, а все остальные получали лицензию на местах. Сейчас же получается, что каждое ведомство само решает, какой системой ему пользоваться. Мы провели небольшой аудит, и результаты показывают, что централизованная закупка и обслуживание этих продуктов дает экономию минимум 30%. Но сейчас даже у нас в комитете нет возможности получать полную информацию от всех ведомств. Не горят они желанием делиться этой информацией, чтобы я мог прийти к губернатору с качественным финансово-экономическим обоснованием и предложить: «Давайте это делать в рамках программы оптимизации или оздоровления финансов хотя бы в качестве пилотного проекта?».

С вузами, со студентами как-то сотрудничаете?

Конечно. Во-первых, потому как я сам выходец из Петрозаводского госуниверситета, один из советников губернатора по информатизации – это мой студенческий руководитель курсовых работ. Во-вторых, с ПетрГУ в прошлом году удалось поехать на конкурс «ПРОФ-IT», проходивший в Ханты-Мансийске. Мы там заняли третье призовое место в номинации «IT в образовании». Кроме этого, наш ВУЗ очень сильно помог нам при подготовке концепции региональной информатизации региона. То есть с ВУЗом, он у нас один, все хорошо, но нам не удается привлекать много активно молодых специалистов. Все из-за недостаточного финансирования и конкурентных процедур. Альтруистами они быть не хотят.

Может быть, для них найдется работа в регионе?

В том-то и дело, что работу в регионе они находят сами и эта работа зачастую «не на регион». Кто-то работает на питерские банки, кто-то автоматизирует финские концерны. То, что можем предложить мы, им неинтересно – средняя зарплата программиста на государевой службе около 30 тысяч рублей. В этом направлении хотим заинтересовать структуры бизнеса активнее взаимодействовать с властью, разработать и внедрить такие образовательные программы в школах и ВУЗах, чтобы коммерсанты хотели и могли «выращивать» ИТ-специалистов смолоду и после окончания учебы предлагать им хорошо оплачиваемые должности. Это обоюдная выгода.

Используется ли в госорганах Карелии свободное ПО и каковы планы в этой области?

Да, СПО используется, однако общая его доля довольна мала. Чаще всего это серверные продукты, то есть там, где не происходит прямого взаимодействия с пользователем. Обусловлено это вопросами совместимости различных программ, отсутствием должного технического сопровождения и дефицитом в штате квалифицированных специалистов, готовых сопровождать такие решения. Сдерживающую роль оказывают также требования по информационной безопасности, определяемые законодательством РФ. При этом наш комитет при проведении мероприятий по информатизации в первую очередь рассматривает возможные варианты применения свободного ПО или привлечения ресурсов Петрозаводского госуниверситета для оказания содействия в разработке собственного ПО, которое можно отнести к свободному. Мы планируем и далее развивать работу в данном направлении.

Дмитрий Алексеевич, изменились ли планы в связи с нынешней экономической ситуацией?

Я на все изменения смотрю с оптимизмом, даже на текущий кризис. По сравнению с прошлым годом у нас ситуация даже лучше, несмотря на ситуацию в целом по стране. Например, на нужды МФЦ выделено больше средств – связано это с тем, что он уже начал функционировать в полном объёме и его работникам, а это почти 300 человек, необходимо финансовое обеспечение. Поэтому в этом году нам, обрезав все «хотелки», перевели денег в два раза больше, чем в прошлом. Касаемо программных мероприятий скажу так: если в прошлом году было 18 миллионов рублей, то в этом 24! Мне удалось объяснить, что у нас большое количество задач и нужно больше средств для их реализации. Руководство и местный Минфин понимают, что это важно. Если же сравнивать с 2011-2013 годами, когда меня еще не было, то сейчас конечно деньги небольшие. Но это не повод опускать руки. В голове много идей, а значит возможностей – я верю в успех и буду добиваться результатов любой ценой!

Теги: государство, информатизация, безопасность, телекоммуникации, инвестиции, Software

Журнал IT-Manager № 03/2016    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Андрей Виноградов

Андрей Виноградов

Заместитель главного редактора, руководитель тестовой лаборатории журнала “IT-Expert”. С 10 лет занимается фотографией, член жюри национальной премии «Продукт года» в категориях «Фототехника, материалы и оборудование» и «Мобильные и цифровые устройства». Любит путешествовать, бывать не только в излюбленных туристами районах, но и видеть жизнь обычных людей, впитывать дух этих мест. «Чем больше узнаю людей, тем больше люблю гаджеты».

Об авторе


Ольга Попова

Ольга Попова

С 2008г. главный редактор IT Manager. В журналистике с 1986 года, правда, с перерывом на "лихие 90-е". До информационных технологий организовала несколько успешных бизнес-проектов в "Деловом Петербурге". Убеждена, что грамотный менеджер может работать в любой сфере, вне зависимости от специальности, так как ИТ-управленец мало чем отличается от управлеца-логиста. Но считаю, что именно в ИТ сейчас происходит все самое интересное.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

13 мая отель «Прибалтийская Парк Инн» принимал участников очередного, IV форума «Университет будущего», генеральным информационным партнером которого традиционно стал журнал IT Manager
Лучшим IT-проектом в области здравоохранения был признан петербургский проект «Предоставление гражданам полиса обязательного медицинского страхования в электронном виде через портал «Государственные и муниципальные услуги в Санкт-Петербурге»

Мероприятия


22.06.2016 — 23.06.2016
Компания DISTREE объявила о том, что в 2016 году традиционные мероприятия для корпоративного и потребительского сегментов пройдут в новом раздельном формате. Растущая с каждым годом популярность мероприятий DISTREE и постоянно увеличивающееся число участников каналов B2B и B2C привели к логической реогранизации события.