На стыке футбола и технологий

На стыке футбола и технологий
Григорий Рудницкий | 12.01.2016

Стадион «Открытие Арена», домашняя площадка футбольного клуба «Спартак», является одним из наиболее современных и технологически оснащенных спортивных объектов не только в России, но и во всем мире. Достаточно сказать, что по результатам голосования болельщиков на сайте StadiumDB.com он вошел в тройку лучших стадионов мира, построенных в 2014 году. Здесь должно быть удобно и комфортно всем — игрокам, зрителям, журналистам. Многое уже реализовано, но работа продолжается, ведь не за горами чемпионат мира по футболу 2018 года. Мы задали несколько вопросов Игорю Шестунову, ИТ-директору стадиона «Открытие Арена».

Чем интересен стадион «Открытие Арена» с точки зрения ИТ?

Дело в том, что ИТ-составляющая стадиона существенно отличается от обычных офисных помещений, поэтому для ее создания потребовались услуги опытной компании, которая может на любом этапе проекта задействовать широкий спектр различных специализаций. Главная особенность проекта — многообразие используемого оборудования. Это турникеты для автоматического пропуска болельщиков, системы безопасности, системы аудио- и видеотрансляции и многое другое. Вторая особенность заключается в необходимости обслужить огромное количество гостей, ведь, как известно, стадион вмещает 45 тысяч зрителей. Причем все должно работать как часы, а для любой потенциальной проблемы должен быть разработан сценарий ее решения, а лучше – и не один. Комплексная ИТ-платформа реализована группой компаний ЛАНИТ – ведущим российским системным интегратором, специализирующимся на создании инфраструктурных решений для крупных объектов. Лично для меня проект интересен, прежде всего, тем, что он не похож ни на что другое.

И все-таки, если сравнивать с другими спортивными сооружениями и объектами, в чем уникальность вашего стадиона?

Здесь все уникальное. За последние годы в России появилось лишь два новых стадиона — в Казани и в Сочи. В Казани он строился для Универсиады, сейчас на нем играет футбольный клуб. В Сочи состоялась Олимпиада-2014, и больше ничего крупного не проводилось. Наш комплекс «Открытие Арена» рассчитан на постоянную работу. Он был спроектирован специально для проведения футбольных матчей. Это первый современный стадион в России, функционирующий постоянно. Другие пока возводят, а их строители приезжают к нам перенимать опыт. К предстоящему чемпионату мира по футболу стадион будет серьезно доработан, поскольку это особые соревнования, значительно отличающиеся от обычных. Речь идет о другом зонировании, о создании дополнительных сооружений. Конечно, в основном это будет временная инфраструктура, которая обеспечит комфорт посетителей в соответствии с требованиями ФИФА.

Главный человек на стадионе — это болельщик. Какие интересные сервисы для болельщиков предлагаются на вашем стадионе?

Самое главное наше отличие — безналичная система оплаты всех услуг на стадионе. Сезонный абонемент у нас изначально является банковской картой банка Открытие и его можно использовать как обычную банковскую карту. Банковской картой на стадионе можно оплатить еду и напитки, спортивные сувениры в магазине.

Как обстоят дела с Wi-Fi? Многие зрители любят писать в социальные сети прямо со стадиона, делать селфи и отправлять их на свою страницу.

Для этих целей мы устанавливаем специальные станции, где можно сфотографироваться. Мы вообще стараемся предложить нашим болельщикам самые разнообразные развлечения – например, с участием аниматоров. Для тех, кто приходит с детьми, у нас организован детский городок и игровая комната. Что касается Wi-Fi, его пока нет, поскольку такой проект требует серьезных инвестиций, и пока нет бизнес-модели, которая оправдывает  подобные вложения. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос с различными подрядчиками, но пока это все находится на стадии переговоров.

Какие мультимедийные решения применены на стадионе?

Первое, что видят наши гости — это экран, размещенный на фасаде стадиона. На него выводится различная информация о ходе матча. Два больших табло установлены внутри чаши стадиона. На них можно показывать повторы в состязаниях, хотя чаще всего правила трансляции это запрещают. Но мы обязательно демонстрируем повторы по окончании соревнований, а также показываем в прямом эфире послематчевую пресс-конференцию тренеров обеих команд. Она выводится не только на эти табло, но и на все экраны, расположенные внутри стадиона. У нас есть то, чего нет на других стадионах: заранее проложенная инфраструктура для телевизионной записи и трансляции. Во всех точках, где по требованию ФИФА могут быть поставлены телекамеры, созданы все необходимые для этого условия. Телевизионным группам не нужно раскладывать кабель по всему стадиону (на что может уйти целый день) – можно сразу приехать, подключиться и начать работать.

По какому принципу вы выбирали и выбираете поставщиков ИТ-решений?

Стадион уже построен, поэтому поставщиков мы не выбираем. Речь идет только о сопровождении. Мы выбрали тех, кто готов качественно и в нужные сроки выполнить работу. Второй фактор — стоимость. Стадион строился на частные деньги, поэтому стоимость тоже имела значение. Но сроки и качество — самое главное. При строительстве стадиона работали сотни подрядчиков, и деятельность большинства из них была взаимосвязана. К примеру, компьютерную сеть нельзя разворачивать до тех пор, пока не завершена отделка помещений.

Стадион — это не только спортивный, но и бизнес-объект. Какие возможности имеются для проведения мероприятий для бизнеса?

У нас организуется много различных конференций, а также частных мероприятий любого формата – например, корпоративные праздники или дни рождения. Проводятся и концерты, правда, в ограниченном количестве, поскольку они проходят на поле, которое необходимо защищать специальным покрытием. Все футбольное поле накрывается покрытием всего за 12 часов. Его укладывают до начала представления и снимают сразу после окончания, как только последние зрители покинут стадион. В принципе, таких концертов бывает два или три в году. Их можно устраивать, когда нет футбольных матчей, чтобы трава успела восстановиться. Что касается возможностей для деловых мероприятий, то у нас есть оборудованный зал для пресс-конференций, спорт-бар, в котором тоже проводятся встречи, есть и рестораны, если условий, которыми располагает спорт-бар, окажется недостаточно. Наши три ресторана вмещают в общей сложности 1200 человек, там имеется все необходимое звуковое оборудование, проекторы, экраны и т. д.

Ваш проект по созданию единой интегрированной сети стадиона был выдвинут на конкурс «Проект года» портала GlobalCIO. В чем его уникальность?

Когда стадион только проектировался, сразу же было принято решение, что мы делаем единую сеть, которую бы использовали сразу все сервисы. Причем речь идет не только о чисто компьютерных сервисах, таких как управление рабочими местами или IP-телефония, но и о специфических услугах, в частности, о системе мониторинга инженерных конструкций и системе контроллеров, управляющих полем. То есть была создана единая сеть, рассчитанная на четыре-пять тысяч портов и являющаяся ядром ИТ-инфраструктуры стадиона. Это первый проект подобного масштаба и уровня, реализованный российским интегратором для спортивной организации.

Как реализованы задачи по обеспечению отказоустойчивости оборудования и систем?

По каждой критичной системе у нас всегда предусмотрен альтернативный вариант на случай сбоев и неполадок. К примеру, у нас два серверных помещения, размещенных в разных частях стадиона под разными трибунами. Если что-то происходит с одной, вторая полностью готова взять на себя всю нагрузку. Это изначально заложено в проекте. Мы уверены, что в случае полного отказа любой из двух серверных, все системы будут функционировать нормально. Другие системы тоже имеют запасной вариант. Турникеты для прохода болельщиков способны работать в офлайн-режиме. Если они «потеряют» свой сервер, продублированный в двух серверных, то включатся в автономном режиме. Только что купленные билеты до них не «дойдут», поскольку связь будет потеряна, но, учитывая, что практически все билеты продаются заранее, до начала матча, все гости смогут попасть на стадион. Точки быстрого питания также могут действовать в офлайне. Конечно, мы не получим от них статистику, зато обслужим болельщиков. Единственное, что по понятным причинам не сможет работать в офлайн-режиме, — банковские терминалы, но тогда мы будем принимать наличные деньги.

Среди футбольных болельщиков попадаются хулиганы, которые что-то кидают на поле, выкрикивают нехорошие фразы и т. д. Есть ли на стадионе системы видеоаналитики, позволяющие «вычислить» такого человека?

Стадион строился с учетом всех пожеланий по безопасности. Системы безопасности разрабатывались и внедрялись специалистами ЛАНИТ совместно с профильными сотрудниками стадиона. На внешнем периметре, наши стюарды осуществляют досмотр, рядом с ними находятся сотрудники полиции, имеющие право изымать запрещенные вещи. По всему комплексу расположено более 300 видеокамер, благодаря которым мы видим любое место, где находятся болельщики. Есть камеры в чаше стадиона, также способные отследить действия любого посетителя. Вся записанная информация хранится в течение 90 дней. Фактически мы можем проследить траекторию движения любого гостя, начиная с его входа через турникеты и заканчивая выходом за пределы стадиона. Мы пытались протестировать некоторые системы видеораспознавания и видеоаналитики, но пока очень велика вероятность ложного срабатывания по сравнению с живым человеком. У нас на каждом матче работают пять операторов, каждый из них отвечает за свой сектор. Могу сказать, что их реакция лучше, чем у таких систем. По сути, системы видеоаналитики — это программное обеспечение, действующее совместно с камерами. Камеры достаточного качества у нас уже имеются, и как только мы убедимся, что количество ложных срабатываний будет приемлемым для нас, то очень легко и быстро внедрим системы видеоаналитики.

И последний вопрос. Насколько велика аутсорсинговая составляющая в обслуживании ИТ-инфраструктуры стадиона?

Когда мы строили стадион, сразу же был заключен договор на сопровождение ИТ вплоть до 2018 года, то есть до чемпионата мира, чтобы мы вышли на него с хорошо работающими системами. Все, что случается неизбежно, оперативно устраняется. Мне, как ИТ-директору, это очень удобно. Конечно, есть у меня и сплоченная команда специалистов. Я раньше думал, что как только закончится строительство, задач станет меньше. Ничего подобного. Их становится все больше и больше. Развитие стадиона не останавливается, и потребности бизнеса растут постоянно.

img

Теги: ИТ-директор, ИТ менеджер, решения, стратегии, инновации

Журнал IT-Manager № 03/2016    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Григорий Рудницкий

Григорий Рудницкий

Историк по образованию. В ИТ-прессе – бумажной и онлайновой – с 2002 года: публикуется в изданиях, ориентированных как на домашних, так и на корпоративных пользователей. Любимые темы: гаджеты, мобильность, облачные сервисы, свободное программное обеспечение.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

На мой взгляд, ИТ-ландшафт региона в первую очередь должны определять именно малые и средние ИТ-компании.

Мероприятия


01.11.2016 — 03.11.2016
Десятый релиз международной выставки ProAV технологий Integrated Systems Russia 2016 состоится в Москве, в центральном выставочном комплексе «Экспоцентр», с 1 по 3 ноября. Юбилейный проект обещает быть насыщенным не только с точки зрения инновационных технологий и решений, которые представят ведущие мировые производители, российские дистрибьюторы и интеграторы, но и с точки зрения новых проектов и деловой программы.