Максим Тамбиев: «Привыкайте работать вместе с роботами»

Лента новостейИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Максим Тамбиев: «Привыкайте работать вместе с роботами»

Максим Плакса | 15.04.2018

Роботизация — один из самых обсуждаемых технологических трендов. Интерес к нему широк не только (а иногда и не столько) в среде ИТ. Между тем последствия распространения роботов и развития искусственного интеллекта не всегда очевидны даже специалистам и кажутся фантастическими обывателям. Хотя относительно будущего рынка труда звучат самые неблагоприятные прогнозы. Эта тема стала поводом для беседы с Региональным директором компании Forrester Research Максимом Тамбиевым.

img

На первый взгляд в тренде на роботизацию сочетаются технологии, о которых известно достаточно давно. Какое событие или какой фактор дали возможность превратить это сочетание в тренд? Чего, по вашему мнению, в этом тренде больше — технологического или экономического?

Думаю, в этом тренде больше экономического, поскольку основной вклад внесла, как обычно, жадность. В мире, особенно в Америке, стало слишком много денег, которые требуют приложения. При этом одним из немногих легальных источников быстрого и кратного роста могут быть венчурные инвестиции. Распробовав технологию массовых венчурных инвестиций в период бума доткомов, общество в начале 2010-х оглянулось по сторонам в поисках новых ниш вложения средств и начало заливать деньгами все подряд — от биотехнологий до искусственного интеллекта и роботизации. Поток инвестиций растет экспоненциально даже в такие, до недавнего времени не очень цифровые отрасли деятельности, как сельское хозяйство и строительство. Что уж говорить о роботизации, в которой, как вы правильно заметили, все технологии в целом доступны уже много лет. Ведь мало кто знает, что на заводе ЗИЛ в Москве еще в конце 80-х годов прошлого века был построен цех, в котором выпуск 250 000 грузовиков в год осуществлялся руками шести (!) рабочих. Вот уровень роботизации, который был доступен еще 30 лет назад! Правда, надо отметить, что такая степень роботизации в те времена вела к крайне узкой специализации — настолько, что применить роботов с этого конвейера на каких-либо других операциях было невозможно.

С точки зрения технологий за последние годы произошел прорыв в двух основных вещах — вполне в согласии с законом Мура существенно выросли вычислительные мощности, что позволяет теперь оборудовать достаточно мощными процессорами любые конечные устройства, а также очень сильно подтянулись технологии нейросетей и построенные на их основе технологии искусственного интеллекта и распознавания фото-, видео- и аудиопотоков, что необходимо для самостоятельного оперативного реагирования оконечного устройства на сигналы внешней среды.

Очевидно, что первыми кандидатами на вытеснение машинами, являются те специалисты, выполняющие рутинные операции. А какие рабочие места создадут роботы? Какие профессии станут особенно востребованными в ближайшей и отдаленной перспективах?

Forrester разделяет типологию деятельности на человеко-центричную (оказание услуг, требующих непосредственного участия двух или более людей), машино-центричную (в которой с выполнением работы или оказанием услуги вполне может справиться машина) и смешанную (предполагающую активное взаимодействие человека и машины в рамках одного процесса).

Сегодня, в ближайшем и в чуть более отдаленном будущем эти типы деятельности станут развиваться по-разному, где-то уничтожая существующие рабочие места, где-то создавая новые. При этом уже сейчас, а в ближайшем будущем еще боле активно, начнет расти категория переходных видов деятельности (Transitional employment), очевидно стратегически бесперспективных, но позволяющих смягчить удар по рабочей силе.

Кстати, менеджеры и финансисты тоже под угрозой, хотя они (что естественно) будут сопротивляться дольше других, указанных в этой категории. Так, одна из крупнейших аудиторских компаний, PWC, прогнозирует, что в скором времени 70% выполняемых ею работ по аудиту учета и отчетности будут проводиться автоматически, требуя только присмотра и контроля со стороны сотрудников.

img

Рис. Изменение структуры занятости (по данным исследования The Future Of White-Collar Work: Sharing Your Cubicle With Robots)

Апологеты роботизации часто говорят о благах, которые она несет. А какие опасности для людей вы видите в этом процессе? В чем, на ваш взгляд, заключаются противоречия человека и машины? Общества и машины?

Это, конечно, вопрос к философам, фантастам и футурологам. Forrester не относится ни к одной из этих групп, мы рассматриваем вопросы более практического плана. А лично мне не хотелось бы повторять банальности или общепринятые страшилки, поскольку тема крайне сложная и глубокая, требующая абсолютно другого уровня разговора, к которому я не считаю себя готовым.

Для примера я позволю себе процитировать выдержку из недавнего интервью Сергея Переслегина изданию «Бизнес-Онлайн» (https://www.business-gazeta.ru/), которое, уверен, мало кто из широкой аудитории читал. В этом интервью среди прочего обсуждают взаимосвязь религиозных вопросов и развития технологий: «…православие не знало реформаций, православие очень отличается от католицизма, причем интересно, что эти отличия долгое время были догматическими и мало кому интересными, а вот сейчас — тут мы уже подходим к вопросу по технологиям — они вдруг неожиданно приобрели абсолютно практическое значение.

Здесь я сделаю маленькое, но достаточно интересное отступление. Как вы знаете, базовым отличием православия от католичества и вообще западного христианства (протестантизм, в основном, здесь согласен с католической позицией) является вопрос о Филиокве (лат. Filioque — «и Сына»). Это вопрос о том, от кого исходит Святой Дух: только ли от Отца, как полагают православные, или от Отца и Сына, как считают на Западе. Вроде бы вопрос чисто формальный, но давайте посмотрим на него через призму нынешней ситуации.

Сейчас люди начали создавать искусственный интеллект, рано или поздно он превратится в искусственный разум, а затем — в искусственное сознание. И Америка в сериале «Мир Дикого Запада» (место действия — футуристический парк аттракционов «Западный мир», населенный андроидами. — Прим. ред.) очень активно изучает данную тему, причем делает такое изучение доступным для среднего обывателя, который это может смотреть или читать. Но проблема заключается в следующем: если Святой Дух исходит от Сына, то любой христианин, который с этим Сыном прямо связан, может передать Святой Дух создаваемому им искусственному интеллекту. И в этом плане с точки зрения католичества и протестантизма мы, в принципе, можем делать роботов, обладающих сознанием. А с точки зрения православия, Святой Дух передается только от Отца, и любая машина, нами сделанная, останется машиной. Это вопрос о том, какое общество возможно, а какое — нет».

Forrester утверждает, что 25% организаций плохо готовы к использованию «умных» машин. В чем, на ваш взгляд, заключается причина плохой готовности? Как будет меняться ситуация в ближайшее время?

На самом деле все еще хуже. И основная проблема лежит совсем не в области развития технологий. Чтобы получить реальные выгоды от внедрения когнитивных технологий, компания должна уметь решать как технологические, так и организационные задачи. Но большинство пока этого не умеет. Мы провели масштабный опрос среди сотрудников различных компаний, готовы ли они организационно (управление изменениями) и технологически (операционная деятельность, ИТ-системы и поддержка) к решению проблем, возникающих в результате использования когнитивных технологий? Так вот, только 7% назвали себя «достаточно подготовленными». То есть подавляющие 93% считают себя неподготовленными или только частично подготовленными.

Причем, что неудивительно, респонденты чувствуют себя более комфортно с когнитивными технологиями, чем с сотрудниками, на которых эти технологии повлияют. Примерно 32% говорят, что они более-менее готовы технологически, и только 12% заявляют, что готовы и технологически, и организационно. В основном компании, которые мы опросили, только-только начинают всерьез задумываться о последствиях технологических перемен.

Как может компания подготовить свой бизнес к использованию когнитивных технологий?

В серии недавних отчетов Forrester представил целый ряд правил и принципов, которых необходимо придерживаться для того, чтобы не допустить больших повалов на пути к использованию когнитивных технологий. Формат нашего обсуждения не позволяет, к сожалению, подробно рассказать об этих правилах. Единственное, что хочется подчеркнуть еще раз, — учитывая, что мы никуда от этого не денемся, уже сейчас практически каждая организация должна серьезно задуматься над вопросами изменения как своих бизнес-моделей, так и операционных моделей. И приучать сотрудников к тому, что очень скоро им придется работать бок о бок с роботами. И еще один вывод, хоть и банальный, но неожиданный: как нельзя отстать в этой гонке, так и вперед забегать не следует. Мы прогнозируем следующее: вскоре отдельные организации настолько автоматизируют свою работу, что совсем потеряют человеческое лицо при общении с клиентами, а это на некоторое время может привести к оттоку клиентов к компаниям, работающим по старинке.

С точки зрения рынка решений ответ на ваш вопрос один: да! То есть, конечно, когнитивные решения будут типовыми, доступными небольшим и средним компаниям и при этом полностью индивидуальными. Они уже сейчас такие. Возьмите пресловутый IBM Watson или массу других SAAS-решений. Они совершенно типовые, вполне доступные и при этом для каждой компании их использование неповторимо. Ведь основная ценность находится даже не в алгоритме как таковом, а в связке алгоритма с данными, на которых он работает. А данные в любом случае уникальные у каждой организации.

Теги: бизнес-аналитика

Журнал IT Manager    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Максим Плакса

Максим Плакса

Окончил Историко-архивный институт, преподавал и защитил диссертацию, но в 1997-м изменил исторической науке с ИТ-журналистикой. С тех пор ни разу об этом не пожалел, тем более что считает информатику и источниковедение близкими дисциплинами. Работал в журналах «ИнфоБизнес» и iBusiness.Ru, сотрудничал во многих других изданиях. Больше всего тяготеет к проблематике софтверного бизнеса, но не чужд и других направлений. С удовольствием ведет разговор о мобильности, облаках, инновациях и инфраструктурных проектах.

Мероприятия

24.04.2018 — 25.04.2018
Cyprus IT Forum2018

отель Amathus Beach Hotel

26.04.2018
«Искренний сервис. Роль коммуникаций»

Санкт-Петербург, https://ctiru-trial.webex.com/ctiru-trial/onstage/g.php?MTID=e4c6a450fc8344d5a09a1e49aea59e7c6