Попытка предсказания, или Не хочу быть Кассандрой

Лента новостейИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Попытка предсказания, или Не хочу быть Кассандрой

Марина Аншина | 12.01.2018

Меня попросили написать о будущем. С огромным удовольствием. Рано или поздно любому человеку приходится заниматься предсказаниями, хочет он этого или нет. Ведь чтобы что-либо спланировать — проект, или развитие организации, или собственную жизнь, — надо попытаться представить, что может случиться. А уж как это получится, узнаешь только в будущем.

Могу похвастаться, что в свое время мне удалось правильно предсказать развитие программных платформ. И вот уже PAAS занял важное место рядом с IAAS и SAAS. Мне удалось также предсказать, что SLA — это не просто один из компонентов ITIL, но может служить основой связи архитектурных слоев. И сейчас ISO/IEC активно развивает комплекс стандартов SLA для облачных вычислений. Конечно, это не означает, будто мои предсказания всегда сбываются. Но прошлые успехи вызывают желание попробовать еще раз. А потому продолжу.

Итак, что нас ожидает в недалеком будущем.

Культура использования информации

Прежде всего, должно кардинально поменяться отношение к информации. Если сейчас она многими воспринимается как содержание статьи в утренней газете или скорей как блог в Интернете, то в будущем она займет место основы нашей деятельности, как бытовой, так и профессиональной. Привычка строить свои решения на шаткой основе собственной интуиции не выдерживают никакой критики. Раз за разом ошибаясь, мы не приобретаем похвального опыта использовать имеющиеся сведения и тем обезопасить себя и свой труд. Однако возможности получения и представления информации развиваются стремительно. Не буду приводить статистику объема и темпы прироста — они общеизвестны. Не буду останавливаться на методах больших данных и предиктивной аналитики, которые позволяют выжать из информации все, что можно. Тут, как всегда, технологии намного быстрее, чем умение и желание их использовать.

Лучше обсудим культуру работы с информацией. Я уже неоднократно писала о непробиваемом доверии к числу, которое у нас существует. Если просто написать, что компания А успешнее компании В, то скорей всего спросят: «А почему?». Но если заметить, что прибыль компании А за прошлый год на 10% больше, чем прибыль компании В, то вряд ли кто-то даже задумается, откуда взялись подобные сведения и насколько они верны. Так что если хотите кого-то обмануть, называйте цифры с умным и серьезным видом, и, скорее всего, все получится.

А между тем качество информации является ее неотъемлемым свойством, и любой здравомыслящий человек, прежде чем использовать информацию, поинтересуется, откуда она взялась, насколько актуальна, с какой степенью точности получена, была ли защищена при передаче — не подделал ли ее кто-то и т. д. Однако бесплатный сыр... Следовательно, за качественную информацию придется платить, возможно, другой полезной информацией, как это уже сейчас происходит на некоторых сайтах.

Итак, в недалеком будущем информационные активы станут важнейшими активами организации. А умение работать с информацией, использовать ее для принятия решений — важнейшим качеством как руководителей, так и специалистов. Роль управления ИТ также возрастет, потому что необходимо будет (собственно, уже сейчас необходимо) поддерживать работу систем таким образом, чтобы предоставляемая ими информация удовлетворяла требованиям качества. В противном случае она способна превратиться в дезинформацию и, как вы понимаете, нанести организации существенный вред.

Причем этот вред не ограничивается только локальной областью применения недостоверной информации, а приведет к подрыву доверия к самой системе предоставления информации, обслуживанием которой, в частности, занимается подразделение ИТ. Соответственно, во-первых, это подразделение должно приложить все силы к повышению качества информации, а во-вторых, вести просветительскую работу по приучению пользователей правильно распоряжаться предоставляемыми сведениями. И кстати, не забывать самим это делать, чтобы не остаться сапожником без сапог.

Кастомизация

Вскоре нам придется полюбить информацию, потому что именно она станет важнейшей основой для действий и принятия решений. И поставщики информации будут работать над тем, как придать ей презентабельный вид. Ведь известно, что привлечь внимание проще всего приятной внешностью, а там уже и до любви недалеко. Что к человеку, что к любому другому объекту внимания.

На заре компьютеризации интерфейсы программных систем были, скажем, аскетичными, чтобы не сказать убогими. На мои робкие попытки поинтересоваться у производителей, с чем это связано, они отвечали, что чем скуднее интерфейс, тем лучше. Еще лучше довести видеоряд до светофора («хорошо», «ни так ни сяк», «плохо»), а управление — до одной большой кнопки. Но, к счастью, те времена канули в прошлое. И сегодня современным специалистам, с пеленок привыкшим к цифровым устройствам, трудно объяснить нищету выразительных средств представления информации о предприятии. Поэтому, уважаемые производители софта, пожалуй, стоит срочно озаботиться усовершенствованием выразительных средств ваших программ. В противном случае вы можете потерять клиентов. И помните, что их пользователи уже не бабушки и дедушки, возможно, впервые увидевшие компьютер и боящиеся лишний раз дотронуться до клавиатуры, а современные люди, которые считают его неотъемлемым инструментом своей жизни, удобным расширением возможностей и средством достижения различных полезных целей.

Есть и еще одно направление, тесно связанное с кастомизацией и звучащее также некрасиво. Это игрофикация, предполагающая игровые приемы при выполнении профессиональной деятельности. Если вдуматься, в этом нет ничего нового: в СССР было очень популярно и повсеместно распространено социалистическое соревнование, и взрослые дяди и тети с молодым задором выполняли пятилетки в три и два года. Были еще наградные вымпелы, которые ставили на рабочие места передовиков производства. Поэтому не нужно забывать, что взрослые совеем недалеко ушли от детей. По крайней мере в том, что касается азарта и любви к играм.

Нет ничего плохого в том, чтобы способствовать интересу к работе, получению удовольствия от своего труда, потому что счастливый человек намного эффективнее несчастливого и работающего из-под палки. Игровые элементы, привнесенные в производственную деятельность, не прихоть, а одно из средств повышения производительности труда и улучшения его результатов. Так что скоро на рынок придут совершенно другие программы: красивые и увлекательные.

Автоматизация повторяющихся процессов, роботизация

Все, что относится к рутине, к однообразно повторяющимся действиям, которые так скучно выполнять, будет автоматизировано. Недаром аналитики среди таких современных трендов, как облачные вычисления, «Интернет вещей», предиктивная аналитика, называют роботизацию.

Люди плохо приспособлены к выполнению монотонных процедур. Интеллектуальные способности человека заставляют его вносить в работу что-то свое. Чем бороться с этим его качеством, не проще ли передать такие операции компьютерам, которые ничуть не устают делать одно и то же многократно. Им интеллектуальные способности ничуть не мешают.

Многие задают вопрос: «А что будут делать люди, когда компьютеры и роботы заберут у них низкоквалифицированный и неинтеллектуальный труд? Ведь сейчас в нем занята существенная часть населения».

Следует признать, кому с огорчением, а кому с облегчением, что все имеет свой жизненный цикл. Это в полной мере относится и к профессиям. Одни из них уходят со сцены, другие появляются. Например, специалисты по управлению информацией, которые у нас только зарождаются, а в других странах уже представлены широким спектром должностей, таких как Data Officer, Chief Data Officer, Data Engineer, Data Manager и другими. Или такая профессия, как счетчик, исчезнувшая с появлением компьютера. И профессия бухгалтер вполне возможно последует за ней в недалеком будущем.

А люди будут заниматься разработкой новых машин, управлением ими и поддержкой их надежного функционирования. А также обучением, организацией удобного, надежного и безопасного жизненного пространства, наукой. Как мне кажется, работы всем хватит.

Глобализация и локализация

Новые программы, так же, как и новые профессии, да и многое другое новое приходят со всех сторон. Интернет позволяет не замечать ни границ, ни расстояний, ни языковых барьеров. Глобализация и интернационализация практически всех областей деятельности в современных условиях неостановимы. Однако то, что хорошо где-то, совсем необязательно будет хорошо у нас. Когда я училась на ЕМВА у нас был даже специальный курс «Кросс-культурные различия в менеджменте», на котором много чего занятного рассказывали. В частности, про то, как не попасть впросак при ведении деловых переговоров в другой стране.

Почему, например, внедрение ERP-систем в нашей стране довольно часто заканчивается неудачей? В отличие, скажем, от США. Потому что там народ, включая топов, дисциплинированный. Они покупают программную систему и без всякого насилия над собой перестраивают свой бизнес под то, «как правильно». А у нас мало найдется таких владельцев, которые свои выстраданные бизнес-процессы пустят под нож, даже в угоду дорогой и модной системе. И начинаются бесконечные доработки, после которых система уже вовсе не система, а чудо-юдо какое-то, которое ни поддержать, ни изменить.

Но для того чтобы стать хотя бы теоретически внедряемой, такая ERP-система должна пройти не только через перевод, но и через локализацию, учитывающую особенности ведения хозяйственной деятельности в конкретной стране. Сама в свое время намучилась с этим вопросом. Почему мы же мы считаем, что системы надо локализовывать, а все остальное, что мы радостно заимствуем у других народов, не надо?

Например, стандарты, столь близкие моей душе. Худо-бедно, но процесс перевода международных стандартов, по крайней мере в области ИТ, у нас идет. Сама принимала участие в такой работе. Но этого мало. Надо создавать отечественные стандарты, представляющие собой не просто кальку, хуже или лучше переведенную с чужого языка, но родной, учитывающий особенности страны документ.

Поскольку довелось поработать в международных компаниях, я не раз замечала, что попытки экспатов принести свой опыт «как есть», без учета реалий страны, где они работают, обречен на неудачу. Ведь страна — не только государственные границы, а то, что объединяет ее народ, менталитет и культура, которые в ней складывались веками. Поэтому думаю, что в ближайшее время мы научимся использовать все богатства мирового опыта, не вслепую его перенимая, а творчески приспосабливая для решения собственных задач.

И термин «локализация» займет прочное место не только при внедрении корпоративных систем, построении иерархии стандартов (от международных через отечественные к корпоративным), но и при освоении во всех других областях деятельности.

Предсказание — занятие не менее опасное, чем медицина, где на кону людская жизнь, или ИТ, которые держат на крючке информацию. Кто-то поверит и пойдет по пути, указанному, предсказателем, а он окажется тупиком. Кто-то не поверит, и будешь кусать локти, потому что точно знаешь, что будет так, как предсказал, а помочь не смог.

Надеюсь, что мои предсказания не так опасны. Это просто попытка заглянуть вперед. И, как вы видите, я там ничего страшного не обнаружила. 

Теги: ИТ-директор, стандарты, ИТ менеджер, руководитель, цифровизация

Горячие темы:

Журнал IT-Manager № 12/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Марина Аншина

Марина Аншина

Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров.
Руководила службой ИТ, подразделениями ПО и системного администрирования в ряде российских и иностранных предприятий, работала руководителем проектов, ведущим программистом и системным администратором в России и в США.
Автор книги «Технология создания распределенных систем» (совместно с А. Цимбалом), «Питер», 2003 г., переводчик книги «CORBA 3» «Малип», 2002 г., технический редактор книги «Основы CORBA» «Малип», 1999 г.
Автор и преподаватель курсов «Strategic Information Management» (Школа Бизнеса МГУ), «Корпоративная Архитектура» (программа МВА для CIO в Школе ИТ-менеджмента), «Реинжиниринг бизнес-процессов» (программа МВА в АНХ при Правительстве РФ), разработка стратегии ИТ (ТМКонсалт) и других.
Автор множества статей по тематикам стратегии ИТ и архитектуры предприятия, оценки эффективности ИТ и управления проектами ИТ, технологии CORBA.
В 2004 г. прошла стажировку по теме «Стандарты в области ИТ» по программе SABIT Министерства Торговли США.
Имеет диплом с отличием Российско – бельгийской программы EMBA (2008 г.), международный сертификат по управлению проектами GAPPS (2008), сертификаты MCSE и MCDBA.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

24.04.2018 — 25.04.2018
Cyprus IT Forum2018

отель Amathus Beach Hotel

31.05.2018 — 01.06.2018
DISTREE Russia 2018

Загородный конгресс-отель «Ареал»