Рецептов много, но ни один не гарантирует успеха. Что хочет бизнес
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT WorldIT-WeeklyIT Contact
IT-Manager Allcio Manager
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Рецептов много, но ни один не гарантирует успеха

Лента новостейИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Рецептов много, но ни один не гарантирует успеха

Яков Шпунт | 04.09.2017

Наша беседа с давним участником форума «Подмосковные вечера» Тимуром Аитовым касалась актуальных проблем, которые приходится решать на пути к цифровой экономике.

Расскажите о себе. Каким был ваш путь в ИТ?

Началось все в Академии наук в Институте высоких температур, где в качестве старшего научного сотрудника я занимался компьютерным моделированием. Задачам вычислительной гидродинамики была посвящена моя кандидатская диссертация по специальности «Механика жидкости, газа и плазмы». В начале 90-х годов я резко сменил профессию и перешел на работу в ГУМ. Признаюсь, тогда это было необычно для меня. В ГУМе поначалу я занимался акционированием предприятия — готовил проспекты эмиссии, проводил подписку на акции, вел реестр акционеров. После приватизации ГУМа в 1993 году организовал и возглавил Центр компьютерных технологий (ЦКТ). Перед ЦКТ в качестве основной стояла задача «компьютеризации» всех торговых площадей - как главного здания  ГУМа на Красной площади, так и 17 филиалов. Москвичи, думаю, помнят эти магазины «Кабул», «Будапешт», «Балатон», «Власта», «Подарки», складское хозяйство Карачарово и др.

В начале 2000-х в ГУМе появился еще один, виртуальный филиал - им стал интернет-магазин «ГУМ-Интернет». Это был необычный магазин – прямые продажи были для него не главными. Главная цель – реклама. По ГУМу каталась на роликовых коньках эффектная «кибер-гёл» — девушка в коротких шортиках с велосипедным шлемом и яркой шахтерской лампочкой  на голове. Девушка вела трансляцию в интернет с помощью веб-камеры, закрепленной на этом шлеме. В те года wi-fi еще не было и онлайн трансляцию картинки на веб-сайт обеспечивали радиомодемы. Клиент видел товар на экране компьютера и мог его купить, но общение при поиске товара проходило с живым человеком — с этой миловидной девушкой, которая демонстрировала товар на полках любого салона главного здания. Услуга стоила 20 долларов в час и отбоя от желающих не было. Сюжеты о необычной девушке из ГУМ-Интернет сделали многие популярные мировые каналы ТВ и СМИ – SkyNews, WDR, Antenn3, четыре первые «кнопки» из числа отечественных ТВ-каналов, «Ъ», почти все ИТ-издания. Удивительно было, что за эту рекламу ГУМ ничего не платил.     

Что было дальше?

В 2003 году меня пригласили на работу в РБК в качестве одного из директоров технологической структуры холдинга — компании РБК-Софт. В РБК-софт занимались поддержкой и развитием собственных медиаресуров холдинга, обслуживали и внешних клиентов – среди которых были ФТС, Росстат, Минкомсвязь, коммерческие структуры. Услуги внешним клиентам предлагались чаще всего комплексные — в них входили и ИТ-сопровождение, и медийная поддержка. Имя РБК в те годы гремело — на главных магистралях Москвы висели пафосные растяжки «Эпоха РБК ТВ. Год первый» — это был 2004 год, тогда мы запустили бизнес-телевидение РБК.  

После РБК перешел в банковскую сферу. Работал исполнительным директором Ассоциации российских банков, вице-президентом Ассоциации региональных банков. Был одним из вице-президентов НП «Национальный платежный совет». На сегодня работаю заместителем генерального директора группы компаний «Программный продукт» и  в качестве директора по международному развитию Ассоциации финансовых инноваций (АФИ). В ТПП РФ вхожу в профильный комитет и являюсь заместителем Председателя подкомитета ТПП РФ по платежами и информационной безопасности, я член Наблюдательного совета биржи MaxiMarkets.

Цифровая трансформация — это современные технологии, которые повышают производительность предприятий. О ней сейчас говорят по всему миру. Какие тенденции характерны для России?

В целом отечественные тренды трансформации схожи с общемировыми. К национальным особенностям я бы отнес ощутимые стимулирующие воздействия, поступающие сверху. Регламенты, многообразные дорожные карты – все это создается на уровне правительства. Во всех посылах сверху чувствуется главное – к проблемам перехода на цифру привлечено внимание всего общества.  

Другой российский тренд тесно связан с геополитикой — это стремление к диверсификации, желание добиться независимости от крупнейших производителей ПО и сервисов. Тренд обусловлен международной обстановкой и намерением хеджировать политические риски. Это также накладывает свой отпечаток на архитектуру ИТ-систем. Например, предпочтение отдается гиперконвергентным средам, которые позволяют максимально, насколько возможно, абстрагироваться от конкретных вендоров, от их поддержки.

Особенностью процессов является и высокая активность представителей банковской отрасли. Большое количество PSP-провайдеров (от Payment Service Provider, поставщик платежных услуг) обеспечивают многообразные и удобные интерфейсы для проведения мобильных платежей банковским клиентам, на рынке много стартапов. Как ни странно, наши банки входят в число лидеров по использованию инновационных технологий. К примеру, крупные американские банки не торопятся и сохраняют консерватизм, а наш Сбербанк или Альфа-Банк почти каждый день сообщают о новых сервисах.

Не отстает и государство, которое готовит многочисленные ГИСы: ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, все новые и новые сервисы электронных госуслуг населению и бизнесу. Российский бизнес не остается в стороне. В работе с клиентами активно внедряются омниканальные технологии, аналитика, в том числе, на основе «больших данных», широко применяются мобильные устройства и т.д.

Электронные платежи и коммерция. Это, на мой взгляд, уже свидетельство цифровой трансформации расчетов. Так ли это? Или финансовую отрасль тоже ждут изменения?

Везде, где речь идет о платежах, всегда и активно использовались цифровые технологии. Причем это относится в равной мере как к традиционной, так и онлайн-торговле. В работе с клиентами торговля вообще задает тон и идет впереди банков. Банки, к примеру, копируют подходы апробированные торговыми и сервисными предприятиями (ТСП) в программах лояльности. Появляются на уровне пилотных проектов новейшие экосистемы, поддерживающие проведение платежей в точках продаж. В создании экосистем участвуют и банки, и телеком-операторы, работают сайты-купонаторы, которые переправляют покупателей из онлайна в офлайн (формат взаимодействия «О2О»), задействованы различные сервисы геотаргетинга и рекламы. Даже производители трубок вовлечены. У ТСП этим повышается маржинальность, появляются дополнительные источники доходов. Основные проблемы  с созданием экосистем связаны с их безопасностью и разграничением зон ответственности. К примеру, PSP удобны, но возникают риски компрометации персональных данных. За этим уже следят и есть тенденции к усилению регулирования в этой сфере. Так, в ЕС уже вышли две директивы, регламентирующие работу PSP-сервисов. У нас нечто похожее непременно появится. В ТПП мы обсуждали ряд изменений в законодательстве о платежах  и надеемся, что в ближайшую сессию они будут рассмотрены депутатами. В АФИ разработана целая концепция изменений. Важно отметить, что предложения включают не только меры, ужесточающие регламентацию, но и предусматривающие льготные режимы, например, для стартапов.

Прежние модели и бизнес-процессы становятся не эффективными, старые методы коммуникаций не действуют. Кто, на ваш взгляд, должен выступать драйвером изменений?

Лучший драйвер — тот, кто зарабатывает на бизнесе, который хотим оцифровать. Поставщики ИТ-оборудования, ПО, облачных сервисов важны, но их роль вторична и скорее заключается в просвещении, рекламе, обучении.

Не менее важна роль самих клиентов, особенно если речь идет о клиентоориентированном бизнесе, где в этом качестве выступают представители «цифровых поколений», «живущие» в своих гаджетах. Набирают популярность технологии геймификации — их использование немыслимо без современных аксессуаров. И как ни парадоксально, того же самого начинают требовать и пожилые клиенты. Например, им гораздо удобнее строить диалог с банком в чате, чем общаться голосом с центром обработки вызовов.

Главные цели цифровой трансформации — повышение скорости принятия решений, увеличение клиентоориентированности, рост бизнеса. Что нужно сделать, чтобы прийти к успеху? Можно ли изменить мышление?

Рецептов успеха предлагается обычно много, но ни один их них успеха не гарантирует. Да, что-то может выстрелить, но это случается редко. На виду всегда победители, тогда как проигравшие помалкивают. Важно быть первым и поймать удачу, но как это сделать наверняка никто не знает. Мой рецепт успеха такой - надо меняться . И всегда лучше что-то сделать, и, возможно, об этом пожалеть, чем не сделать ничего, и все равно пожалеть.

Нужно ли оцифровывать существующие бизнес-процессы?

На этот счет есть рекомендации многочисленных консультантов. А они говорят, что это полезно не всегда. Необходим первоначально реинжиниринг бизнес-процессов, причем часто весьма глубокий. Только после этого можно перевести процессы на новые «цифровые» рельсы.

Цифровая трансформация должна поддерживаться и продвигаться топ-менеджментом компании. Вы согласны с этим?

Да. На этот счет также есть рекомендации. Всегда необходимо делить ответственность, в том числе, и за провал. А потому в проектную команду советуют включать представителей высшего руководства компании и лиц, принимающих решения. Это из разряда отработанных приемов.

Цифровая экономика требует другой защиты. Недаром вторым трендом сейчас является информационная безопасность. Какие, на ваш взгляд, основные угрозы ИБ подстерегают компании и как им противостоять?

Угрозы и риски у разных компаний разные. Причем среди угроз есть такие, противостоять которым дороже, чем понести возможный ущерб и затем его просто компенсировать. В этом суть риск-ориентированного подхода. Использование инновационных технологий почти всегда сопровождается появлением новых угроз, увы, не известных заранее. Боятся этого не надо, а адекватные меры защиты появятся в ходе эксплуатации Так, например, уже было с бесконтактными платежами, для которых лимит на сумму транзакции появился со временем.

Не следует забывать и о внутренних угрозах. Собственные сотрудники могут оказаться опаснее любых хакеров. Им также необходимо противодействовать, для чего требуются организационные и технические меры — внедрение систем DLP, SIEM и т.п.

Всегда необходимо быть начеку и не сокращать персонал профильной службы. Можно прибегнуть к услугам аутсорсинга ИБ. На рынке немало компаний, имеющих соответствующие сертификаты и обладающих полной компетенцией.

Вы являетесь заместителем председателя подкомитета ТПП России. Какой вы видите роль Палаты в цифровом преобразовании российского бизнеса?

ТПП это площадка для дискуссий и обсуждения экспертами ключевых вопросов развития бизнеса, сообщества и страны в целом. Важна оперативная экспертиза профильных законопроектов, поэтому активно сотрудничают с ТПП и регуляторы. В состав подкомитетов ТПП входят ведущие специалисты отраслей, поэтому можно получить отклик на любую инициативу в кратчайшие сроки. Даже если это касается очень сложных ситуаций. Важны международные связи и контакты по линии ТПП. 

Вы постоянный участник конгресса «Подмосковные вечера». Что вас привлекает в этом мероприятии? Какое настроение, интерес или пользу приносит посещение конгресса?

Всегда приятно встретиться с друзьями и коллегами. При этом самые интересные обсуждения проходят неформально, в кулуарах. Это касается и обсуждения новых технологий, и каких-то своих подходов, которые удалось нащупать. Бывает полезно выслушать и доброжелательную критику в свой адрес. Так что «Подмосковные вечера» дают почувствовать себя участником всех процессов, которые происходят в отрасли, ощутить биение жизни. Аналогов этому форуму нет. И в таком позиционировании и состоит залог его успеха. 

Теги: ИТ-директор, цифровая трансформация, цифровизация, инновации

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал IT-Manager № 09/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе

Яков Шпунт

Яков Шпунт

Журналист, редактор, автор 


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме
Другие материалы рубрики

мероприятия

| 07.12.2017
XIII Пиринговый форум

Краснопресненская наб.,12.

Также смотрите

Избавиться от хлама всегда полезно. Тем более что иногда уборка дает такой впечатляющий результат, который превосходит любые ожидания
Сегодня не просто дать краткий ответ на этот вопрос, не упустив те или иные важные моменты

Журнал IT-Manager: № 09/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Мероприятия

<<<< Ноябрь >>>>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123