Радости и угрозы перезагрузки, или Начнем все сначала. Что хочет бизнес
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT WorldIT-WeeklyIT Contact
IT-Manager Allcio Manager
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Радости и угрозы перезагрузки, или Начнем все сначала

Лента новостейИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Радости и угрозы перезагрузки, или Начнем все сначала

Марина Аншина | 02.02.2016

Перезагрузка: хорошо или плохо

Компьютер может начать самопроизвольную перезагрузку, если у него не хватает оперативки или произошел какой-то другой серьезный сбой, например он заражен вирусом.

Вирус, описанный классиком, — «охота к перемене мест» — заставляет всех нас, иногда вопреки здравому смыслу, внутренней тяге к стабильности и желанию спокойствия, постоянно искать новые возможности. Прибегая даже к такому сильнодействующему «лекарству», как перезагрузка.

Второй вариант перезагрузки ПК — надо сделать так, чтобы проведенные изменения вступили в силу. То есть изменения уже произошли, но чтобы все заработало, надо перезагрузиться. Звучит намного веселее, не правда ли?

В непростых современных условиях о перезагрузке мы слышим все чаще. Другое дело, что этим термином обычно обозначают не революционные преобразования, а вполне мирные изменения или удачно примененные давно известные приемы.

Если же говорить о реальной перезагрузке, то следует серьезно взвесить все за и против, учесть неизбежные риски и обязательно озаботиться подготовкой заинтересованных лиц. Поскольку большинству людей присущ здоровый консерватизм и ваша перезагрузка обязательно вызовет у многих яростное отрицание. А ведь им с этим жить и работать. Да и успех перезагрузки определяется тем, насколько люди сумеют научиться жить по-новому. А то ведь ПК может перезагружаться многократно или после перезагрузки стать и вовсе непригодным к использованию.

И кстати, надо не забыть «сохранить файлы и закрыть программы», как нам диктует ОС при перезагрузке ПК. То есть подвести все итоги и «закрыть счета», чтобы не подвести тех, кто от ИТ зависит. Получился каламбур, но это не нарочно.

В ИТ без перезагрузки не обойтись

Вместе с тем все мы понимаем, что положение ИТ в мире, обществе, государстве, в отдельной компании и для отдельного человека стремительно меняется. Любой современный специалист не представляет ни своей жизни, ни своей деятельности без компьютера, мобильных устройств, прикладных программ и Интернета. Работоспособность ИТ стала условием существования большинства организаций самого разного масштаба и профиля.

Но при этом средства управления ИТ практически не изменились, осознания их истинного значения на текущем этапе многими менеджерами не происходит. А потому внедрение новых технологий часто осуществляется хаотически, иногда контрабандно и, естественно, не достигает тех результатов, которые планировали и которые можно получить.

Возникает замкнутый круг: из-за недооценки ИТ управлению ими не уделяется должного внимания, времени и ресурсов, поэтому результаты оказываются плачевны или по крайней мере значительно скромнее, чем рассчитывали, что приводит к еще большему разочарованию в ИТ. И так далее. А замкнутые круги надо рвать. И перезагрузка несомненно может выполнить роль ножниц, чьи лезвия направлены в сторону заказчика, а кольца — исполнителя. При этом заказчик может думать, будто изменение малюсенькое, а исполнителю придется затратить на его реализацию много сил и времени. Ведь все зависит от того, где находится гвоздик, и его положение известно или должно быть известно исполнителю, хотя заказчик об этом не имеет представления.

Перезагрузка тоже изменение, но глобальное. Долго думала, с каким типом ножниц можно ее сравнить, перебирая садовые, кусачки и тому подобные. Остановилась на хирургических. Потому что перезагрузка подразумевает серьезные перемены, но позволяет избавиться от не менее серьезных проблем.

Есть много аспектов ИТ, начиная от обучения студентов в этой отрасли и заканчивая методами управления ИТ, которым в самое ближайшее время грозит перезагрузка.

Хватит выполнять роль официантов!

Я хочу остановиться лишь на слогане, который долгие годы ставили во главу угла в управлении ИТ: «Чего бизнес хочет от ИТ?». Уверена, многие из вас читали одноименную книгу*[1], возможно, даже помнят, что бизнес от ИТ хочет лидерства и продвижения инноваций. На самом деле любой слоган имеет довольно серьезное значение. Если он растиражирован, то его последствия можно найти и в стратегии развития, и в операционной деятельности, и даже в оргструктуре и системе мотивации персонала.

Почему-то в последнее время вышеприведенный девиз перестал меня радовать. Я так и представляю согнувшегося в поклоне айтишника, который, заискивающе заглядывая в лицо бизнесу, спрашивает: «А что вы от меня хотите?» По-моему, с учетом развития и проникновения во все области деятельности организаций, ИТ пристало занять более активную позицию. И вот переход к такой активной позиции с полным правом можно назвать перезагрузкой.

Предлагаю на выбор новые девизы:

· ИТ как двигатель развития организации

· Как бизнесу лучше использовать ИТ?

· Как ИТ может привести организацию к успеху?

Попробую немного развить свою мысль. Невозможно хотеть того, о чем не имеешь представления. Новинки в ИТ появляются так быстро, что даже очень грамотный менеджер не успевает уследить за всеми, да еще разобраться, как их эффективно применить в компании. На протяжении многих лет основная проблема ИТ заключается в том, что мы постоянно спрашиваем у заказчиков: «Что вы от нас хотите?» И когда разрабатываем ИТ-системы, и когда внедряем готовое ПО, и когда создаем стратегию развития ИТ. И раз за разом с пугающим постоянством убеждаемся: сформулировать запросы им не под силу. Так, может, уже хватит спрашивать? Может, современный ИТ-менеджер сам должен быть настолько погружен в операционную и стратегическую деятельность компании, знать и понимать среду, в которой действует компания, чтобы не только предложить бизнесу варианты использования современных технологий, но и честно описать плюсы и минусы, риски и возможности, связанные с ними. А также подсчитать, сколько это будет стоить, и определить, какие выгоды компания получит в дальнейшем.

Надо вылезать из своей узкотехнической раковины и перестать занимать позицию заискивающего просителя. От пассивного ожидания распоряжений и просьб надо переходить к активному предложению того, что есть и может стать полезным.

Менеджерам по ИТ надо стремиться стать менеджерами по инновациям. Ведь не секрет — большинство сегодняшних инноваций связано с ИТ. Современная компания, не использующая передовых достижений, неизбежно окажется в хвосте паровоза. Здоровый консерватизм необходимо сбалансировать с инновационностью. И если происходит крен в сторону первого, то компании не выжить.

Перезагрузка в отношении к ИТ

Для того чтобы осуществить предлагаемую перезагрузку, мало перестроить систему образования. Важно изменить отношение к ИТ в обществе, государстве и в отдельной компании. А это дается огромным трудом, происходит намного медленнее, чем меняются участники таких отношений и что воистину является перезагрузкой. Кстати, даже многие весьма уважаемые мною люди продолжают утверждать, что ИТ ничем не отличается от электроэнергии: подключись и используй. А ты только обслуживай «электростанции» — и будет счастье.

Попробую сформулировать, в чем отличие:

1. Способы предоставления и употребления электроэнергии меняются медленно, чего нельзя сказать об ИТ. Представьте, например, что сегодня какая-то организация захочет сэкономить на электроэнергии и станет считать на счетах и использовать свечи.

2. Вариантов применения ИТ намного больше, чем электроэнергии. Для каждой компании надо выбирать свои ИТ, причем с учетом первого пункта, одновременно определять вектор их развития.

3. Внедрение новых решений в энергетике позволяет сокращать затраты и добиваться улучшения непрерывности бизнеса. Спектр выгод от внедрения ИТ намного шире: кроме вышеперечисленного, это и выход на новые рынки, привлечение и удержание клиентов, повышение производительности процессов компании, совершенствование качества продуктов и услуг и многое другое. ИТ — это рычаг, который способен перевернуть деятельность компании и не только предоставить ей неоценимые возможности, но также и вовлечь в серьезные неприятности.

4. Как использовать энергию — понятно, а вот как использовать ИТ — не очень. Причем именно способ применения ИТ и определяет их эффективность. Потому что нет понятия «просто хорошие ИТ». Если инструмент, даже самый лучший, никто не употребляет, он бесполезен.

5. Способов использования ИТ множество, и в этом компании различаются очень значительно.

6. Возможно, поэтому (по крайней мере пока) трудно вообразить ИТ-счетчики, которые в едином ключе рассчитают, сколько компании стоит ИТ. Может быть SaaS (когда рассчитывается стоимость отдельного сервиса) — первый шаг в этом направлении.

Вполне допускаю, что спустя какое-то время, когда отрасль ИТ разовьется до зрелого состояния и интеграция ИТ-сервисов будет осуществляться на лету, их использование станет столь же привычным, как включение вилки в розетку. А оплачивать мы их будем вместе с остальными коммунальными услугами. Но с учетом темпов изменений, который наблюдаются сегодня, до этого еще очень далеко.

Перезагрузка в системе образования

Теперь про образование. Для того чтобы продвигать ИТ как рычаг успеха компании, ИТ-специалисты должны обладать определенными знаниями и компетенциями. Как отмечалось, в частности, в отчете «Экономика Рунета 2014–2015», подготовленном Высшей школой экономики и Российской ассоциацией электронных коммуникаций, ни количество выпускников ИТ-специальностей, ни их уровень не отвечают текущим потребностям отрасли. Студентов учат в основном техническим дисциплинам, в то время как отечественных менеджеров не учат ИТ. Вот и не могут они найти общий язык, отчего уровень ИТ в большинстве российских компаний весьма низок.

Конечно, можно получить дополнительное или второе образование, но это скорее единичные, чем массовые случаи. Совершенно очевидна огромная потребность в воспитании как грамотных менеджеров ИТ, так и в повышении ИТ-грамотности менеджеров других областей. Решить данную комплексную задачу вполне по силам российским учебным заведениям, где под одной крышей, но, к сожалению, совершенно независимо обучаются и те и другие. Почему бы не предусмотреть серьезные курсы хотя бы основ управления ИТ (а не компьютерной грамотности, что совсем о другом) для будущих руководителей? Почему бы не сделать хорошей привычкой общие проекты представителей функциональных и ИТ-специальностей?

В заключение

Управление ИТ, хотим мы того или нет, перезагружается прямо на наших глазах. Это связано с появлением новых технологий, таких как облака, мобильность, адаптивная аналитика, геймификация, развитием аутсорсинга. Они кардинально меняют способы предоставления, получения, обслуживания и развития ИТ. Однако примеров существенных изменений в системе подготовки менеджеров по ИТ относительно немного. Вполне возможно, что новыми технологиями некому будет управлять.

Так что без перезагрузки нам не обойтись: кого-то вынудит к этому стремительная смена технологий, кто-то пойдет на это сознательно, чтобы реализовать накопившиеся изменения. Очевидно, вторые окажутся в выигрыше!




[1] Терри Уайт. Чего хочет бизнес от IT. Стратегия эффективного сотрудничества руководителей бизнеса и IT-директоров. Изд-во «Гревцов Паблишер», 2007.



Теги: менеджмент, кризис, ИТ менеджер, руководитель, Software, бизнес

Журнал IT-Manager № 01-02/2016    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе

Марина Аншина

Марина Аншина

Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров.
Руководила службой ИТ, подразделениями ПО и системного администрирования в ряде российских и иностранных предприятий, работала руководителем проектов, ведущим программистом и системным администратором в России и в США.
Автор книги «Технология создания распределенных систем» (совместно с А. Цимбалом), «Питер», 2003 г., переводчик книги «CORBA 3» «Малип», 2002 г., технический редактор книги «Основы CORBA» «Малип», 1999 г.
Автор и преподаватель курсов «Strategic Information Management» (Школа Бизнеса МГУ), «Корпоративная Архитектура» (программа МВА для CIO в Школе ИТ-менеджмента), «Реинжиниринг бизнес-процессов» (программа МВА в АНХ при Правительстве РФ), разработка стратегии ИТ (ТМКонсалт) и других.
Автор множества статей по тематикам стратегии ИТ и архитектуры предприятия, оценки эффективности ИТ и управления проектами ИТ, технологии CORBA.
В 2004 г. прошла стажировку по теме «Стандарты в области ИТ» по программе SABIT Министерства Торговли США.
Имеет диплом с отличием Российско – бельгийской программы EMBA (2008 г.), международный сертификат по управлению проектами GAPPS (2008), сертификаты MCSE и MCDBA.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

мероприятия

| 07.12.2017
XIII Пиринговый форум

Краснопресненская наб.,12.

Также смотрите

Избавиться от хлама всегда полезно. Тем более что иногда уборка дает такой впечатляющий результат, который превосходит любые ожидания
Сегодня не просто дать краткий ответ на этот вопрос, не упустив те или иные важные моменты

Журнал IT-Manager: № 10/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Мероприятия

<<<< Ноябрь >>>>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123