Принцип открытости. Персоны
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT WorldIT-WeeklyIT Contact
IT-Manager Allcio Manager
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Принцип открытости

Лента новостейИТ в госсектореПерсоны

Принцип открытости

Алексей Комов | 29.06.2016

Об изменениях и достижениях в сфере информатизации, произошедших за год в подведомственной области, мы беседуем с Ярославом Раковым, министром по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области.

Как вы оцениваете уровень информатизации Тульской области в середине 2015 года, когда вы были назначены на должность своего предшественника Артура Контрабаева? Что в намеченных предыдущим министром планах вы скорректировали, а что — сохранили?

Я работал на разных должностях в структурах, осуществляющих информатизацию Тульской области, с 2012 года, то есть практически с самого начала, и весь процесс происходил у меня на глазах и при моем участии. Темп внедрения современных информационных технологий как в деятельность органов исполнительной власти, так и при создании полезных сервисов для граждан, изначально был задан очень высокий. Поэтому сейчас моя задача заключается в том, чтобы его поддерживать, незначительно скорректировав в связи с новой экономической реальностью. То есть я намерен продолжать постепенно развивать ИТ-сервисы как для госструктур, так и для граждан. Относительно информатизации органов исполнительной власти планы не претерпели изменений. Более того, мы постепенно переходим на планирование проектов в данной сфере на два года вперед.

Произошли ли в связи со сменой руководства министерства по информатизации, связи и открытого управления Тульской области какие-то изменения организационной структуре?

В деятельности министерства в целом за прошлый год произошло два больших изменения. Во-первых, в 2015-м в наши ряды влился Комитет по печати и телерадиовещанию области, который трансформировался в департамент массовых коммуникаций. В связи с этим министерство стало отвечать не только за ИТ, но и за средства массовой информации. Во-вторых, нам были переданы полномочия от минэкономразвития Тульской области по совершенствованию процесса оказания госуслуг — поддержание их в актуальном состоянии, типизация административных регламентов, анализ и исключение избыточных документов и другие сопутствующие задачи.

Какие ИТ-проекты областного значения, уже реализованные в прошлом и нынешнем году, вы можете назвать?

Самый масштабный проект — внедрение информационный системы «Контингент», предназначенной для учета обучающихся. Он касается всех детей с момента их зачисления в детский сад и до выпуска из школы или профессионального технического училища и поступления в институт. Проект реализован в рамках полученной в середине 2015 года федеральной субсидии. В настоящий момент система находится в опытном режиме, а до конца года планируется перевести ее в промышленную эксплуатацию. В нынешнем году на базе этой системы мы уже предоставляем родителям электронную услугу по записи в первый класс, а в ближайшее время с ее помощью будет осуществляться запись детей в дошкольные образовательные учреждения. В системе реализованы такие сервисы, как электронный дневник и журнал успеваемости. В рамках проекта мы автоматизировали деятельность учреждений дополнительного и среднего профессионального образования. Основная сложность заключается в количестве задействованных сторон. Тем не менее он успешно реализован, и мы намерены развивать его дальше. Кроме того, в рамках федеральных субсидий мы автоматизировали деятельность органов ЗАГС и вывели пять их сервисов на портал электронных госуслуг. С их помощью жители Тульской области могут подавать заявление о браке в электронном виде и затем приходить сразу во дворец бракосочетания, без необходимости посещения органов ЗАГС.

Одним из самых ярких трендов развития информатизации государственных и муниципальных услуг является переход на мобильные технологии. Какие приложения и сервисы уже доступны жителям Тульской области в мобильном режиме, а какие еще находятся на стадии разработки и планирования?

В первую очередь отмечу «Культурный навигатор» — самое популярное среди созданных нами приложений. В прошлом году мы переработали его интерфейс, сделав его более удобным для мобильных устройств, а также добавили функционал по поиску информации о всевозможных исторически значимых объектах. Это приложение работает в тандеме с одноименным порталом и черпает информацию именно с портала. Оба сервиса соответствуют тренду развития внутреннего туризма, а потому мы намерены поддерживать их в актуальном состоянии и постоянно развивать. Еще один популярный мобильный сервис — «Реши проблему», функционирующий на базе нашего регионального портала «Открытый регион 71». С его помощью граждане могут указать правительству на какие-то недочеты или проблемы в одной из ключевых сфер жизнедеятельности, и проблема будет урегулирована в течение 10 дней. Причем через личный кабинет граждане могут сообщить, действительно ли указанная проблема решена. Следует отметить и приложение «Транспорт-71», позволяющее осуществлять мониторинг пассажирского транспорта, его маршрутов и времени прибытия на остановки. В планах у нас создание мобильных приложений для электронной записи на прием к врачу и для пользования электронными госуслугами. Мы тесно сотрудничаем и с ИТ-компаниями, которые на основе открытых данных, публикуемых правительством области, создают собственные приложения и сервисы для населения, тем самым рекламируя себя.

В каком состоянии находится сейчас автоматизация сферы здравоохранения в Тульской области?

Это одно из приоритетных направлений не только для нашего региона, но и для всей страны. Количество жителей, записывающихся к врачу посредством электронных услуг, с каждым месяцем заметно растет, а мы в свою очередь постоянно создаем новые сервисы для врачей. С Министерством здравоохранения РФ у нас подписано соглашение, включающее «дорожную карту» различных мероприятий, связанных с развитием данной сферы. В частности, к концу текущего года планируем завершить автоматизацию скорой медицинской помощи, создав для нее единую информационную систему. Раньше подобной системы не было — существовали лишь отдельные, разрозненные модули. Также часть медицинских документов в Тульской области, например листки нетрудоспособности, уже выдаются в электронном виде.

Как вы решаете в Тульской области проблемы, связанные с кадровым голодом — дефицитом профессионалов в сфере ИТ и сложностью их привлечения на государственную службу?

У нас в регионе система развития информационных технологий централизована: наше министерство осуществляет управление проектами, а подведомственные организации выступают в качестве исполнителей. Поэтому в министерстве в основном трудятся идеологи и стратеги, а специалисты по внедрению и использованию информационных технологий — в подведомственных учреждениях. Таким образом, помимо того, что у каждого ИТ-специалиста, работающего в подведомственном учреждении, есть возможность для карьерного роста в рамках подведомственных учреждений, он в перспективе в качестве профессионала может поступить и на службу в министерство на одну из имеющихся вакансий.

В апреле текущего года состоялся запуск новой версии портала правительства Тульской области. Чем она принципиально отличается от предыдущей версии и в чем основные предпосылки для ее обновления?

Прежде всего, это было сделано для перехода на более современную платформу и сокращения издержек на поддержку портала в связи с внедрением новых сервисов. Мы перевели портал с решения CMS NetCat на платформу «1C:Битрикс». Благодаря адаптивной верстке стало намного удобнее пользоваться порталом через мобильные устройства, а сквозной контент значительно облегчает задачу обновления информации. Пока новая версия портала действует в тестовом режиме, но в июле мы переводим ее в промышленную эксплуатацию. Для ускорения перехода на портале создан сервис обратной связи, с помощью которого граждане могут проинформировать нас о любых выявленных недочетах.

В мае нынешнего года были объявлены победители IV Всероссийского конкурса проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT’2016». Среди них — два проекта тульского «Центра информационных технологий»: тульское парковочное пространство (tulaparking.ru) и портал городских сервисов «Открытый регион» (or71.ru). Что представляют собой эти проекты, в чем их основные ноу-хау?

Парковочное пространство — это принципиально новый для нас проект, его инициатором выступило не правительство Тульской области, а муниципальное образование города Тулы. Но по поручению губернатора мы оказывали методологическую поддержку, а также фактически осуществляли управление его реализацией. Проект предусматривает решение множества задач, от анализа транспортных потоков и выделения парковочных зон с определением мест для нанесения соответствующей разметки и знаков, до внедрения системы учета времени парковки. С момента запуска проекта до его полной реализации, включая даже внесение необходимых изменений в нормативные документы, прошло лишь пять месяцев. Кроме того, бюджет проекта был существенно сокращен благодаря внедрению электронных средств оплаты парковки, без использования паркоматов и наличных денег — экономия составила примерно 45 млн рублей. Что же касается «Открытого региона» — это наш традиционный флагманский проект: с 2013 года практика открытого управления Тульской области регулярно признается одной из лучших в стране. На «ПРОФ-IT’2016» мы представляли несколько сервисов данного портала, включая сервис «Реши проблему», о котором мы уже говорили, а также сервис «Народный бюджет» — с его помощью население области может путем софинансирования реализовывать определенные мероприятия по благоустройству и ремонту домов и прилегающих к ним территорий. Кроме того, мы представляли на конкурсе сервисы «Открытый муниципалитет» (информация о муниципальных образованиях и их проектах) и «Краудсорсинг» (вовлечение пользователей в реализацию идей по развитию области).

Одно из глобальных препятствий на пути информатизации, о которых упоминают практически все ваши коллеги из других регионов, — отсутствие понимания целей этих проектов у людей на местах, что нередко приводит даже к противодействию с их стороны. Что вы делаете, чтобы избежать данных проблем?

Для того чтобы не попадать в этот капкан, мы сформировали для себя определенный подход. Любой проект начинается с формирования идеи, которая должна быть поддержана заинтересованной стороной (функциональным заказчиком). Для этого проект прорабатывается в виде концепции: изучается опыт других регионов (при наличии), определяются все заинтересованные стороны, описывается текущая ситуация и цели, а также экономические и организационные выгоды в результате его реализации. В концепции находят отражение все изменения, которые необходимо внести в бизнес-процессы. После этого проводится ее согласование с заинтересованными сторонами, и в случае положительного решения мы начинаем ее отрабатывать. Это позволяет избежать многих сложностей, связанных с недопониманием сути и целей проектов информатизации у тех, в чьих интересах они реализовываются.

Теги: государство, информатизация, государственные электронные услуги, управление проектами, кадры , медицина, мобильные сервисы

Журнал IT-Manager № 06/2016    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе

Алексей Комов

Алексей Комов

Журналист, автор статей, интервью и аналитических обзоров для изданий IT News, IT-Weekly и IT Manager.

мероприятия

| 26.10.2017
«Практика построения современного трейдинга»

Москва, ул. Неглинная, д.4. Отель "Арарат Парк Хаятт", зал Саргсян 1 и 2, 2 этаж

| 27.10.2017
4-й Бизнес-форум 1С:ERP

Центр Международной Торговли (Конгресс-центр ЦМТ) . Москва, Краснопресненская наб., д. 12, подъезд 4.

| 31.10.2017 — 01.11.2017
IV международный форум «Интернет вещей»

КВЦ Сокольники, павильон 7-А

| 31.10.2017 — 02.11.2017
11-АЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА INTEGRATED SYSTEMS RUSSIA 2017

Москва, Экспоцентр, павильон №2

| 10.11.2017
Secure IT World 2017

Санкт-Петербург, Культурно-деловой центр «Club House»

Также смотрите

Журнал IT-Manager: № 09/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Мероприятия

<<<< Октябрь >>>>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345