О чем вам не скажет контрагент. Менеджмент
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT WorldIT-WeeklyIT Contact
IT-Manager Allcio Manager
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

О чем вам не скажет контрагент

Лента новостейИТ в бизнесеУправление

О чем вам не скажет контрагент

Алексей Часников | 13.10.2017

Оглядев многочисленные приборы и датчики,

премьер поинтересовался, какое количество параметров

должен контролировать оператор АЭС.

По словам дежурных, они следят

за 18 тысячами параметров.

(Посещение Д.Медведевым Нововоронежской атомной станции)

 

Взгляд на проблему сверху

Успех большинства корпораций и ее безопасность в конечном счете определяется полнотой и качеством доступной информации и принимаемых на ее основе решений. При этом объем информации в мире растет с угрожающей скоростью. Согласно оценкам разных исследований, в течение последних трех десятилетий каждые полтора-два года количество данных увеличивается приблизительно в десять раз. Как следствие, растут потребности в инструментах и методах обработки их объемов, в ресурсах для хранения. Но на фоне беспрецедентных темпов накопления информации, анализируется и полезно используется лишь малая ее доля.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, сколько параметров/объектов одновременно вы можете контролировать, управляя автомобилем? А сколько — управляя подразделением или компанией? А сколько параметров одновременно способен контролировать опытный летчик-испытатель? Водитель со стажем при незагруженном трафике способен сконцентрировать внимание максимум на пяти-шести объектах. Летчик испытатель — максимум на 12–14 параметрах приборов. Понятно, что в приведенном примере большинство показателей АЭС контролируется автоматически, информируя оператора лишь о возникновении ошибок. Иначе, для контроля за каждым энергоблоком пришлось бы выводить более тысячи человек в смену.

Из области психофизиологических характеристик индивидуумов, перейдем к бизнес-задачам. Например, сколько параметров использует организация, подпадающая под действие ФЗ-44 и ФЗ-223 для того, чтобы однозначно оценить поставщика в рамках аккредитации или проведения конкурса? И какие показатели следует поставить на мониторинг, чтобы своевременно выявить изменения в состоянии контрагента. И о чем не скажет ваш контрагент, ни на стадии аккредитации, ни на стадии исполнения договора: ·        

  • О том, что у него нет ресурсов, и в итоге исполнение вашего проекта затянется на неопределенное время?

  • О том, что у него возникли финансовые проблемы?

  • О том, что он, как клиент, не сможет заплатить вам вовремя?

  • О том, что требование аванса на закупку комплектующих лишь повод получить свободные денежные средства и т. д.

С помощью возможности параллельно с выполнением одного из проектов провести небольшое «независимое расследование» выяснилось, что из 11 тысяч компаний в зоне контроля: ·        

  • В процессе реорганизации находятся около 1,3%, и около 1% в процессе ликвидации.

  •  В состоянии банкротства находятся около 1,2% компаний.

  • Более 18% компаний не предоставляют финансовую отчетность в Росстат, а примерно 8,5% имеют отрицательные чистые активы.

  • 33% компаний выступают в качестве ответчиков по арбитражным делам, причем у 20 компаний количество таких дел превышает тысячу.

Похожая статистика есть и по незавершенным исполнительным производствам.

А у скольких компаний один и тот же «товарищ» числится первым руководителем более 5, 10, а то и 50 раз? А как часто меняется фактическое местонахождение компании или совладельцы, кто является конечным бенефициаром?

А ведь среди этих компаний могут быть и ваши поставщики, клиенты, партнеры.

Со временем все тайное становиться явным, и задача заключается лишь в том, чтобы дать аналитику инструментарий, позволяющий своевременно получить необходимую и достаточную информацию для оценки контрагента в ходе аккредитации и выбора, и в дальнейшем, проводя регулярный мониторинг изменений его состояния. Что для этого требуется: во-первых, базовый процесс с простой последовательностью действий, который отвечает на три вопроса:·        

  • какая информация необходима?

  • как ее получить, обработать и сохранить?

  • как ее представить в наиболее удобной форме для принятия решений?

Во-вторых, компоненты присущие любому информационному пространству:·        

  • источники данных;

  • системы и методы обработки данных;

  • пользователи информации — люди, принимающие решения.

И в-третьих, люди, которые заинтересованы в сохранении и развитии своего бизнеса, в выстраивании долгосрочных отношений с надежными контрагентами.

Необходимая информация и источники данных

В последние годы информация о контрагентах становится более доступной и открытой, есть поставщики информации — информационные агентства, аккумулирующие данные о контрагентах из различных интернет-ресурсов, что делает поиск сведений более простым и удобным. С другой стороны, мы имеем большой объем структурированных и неструктурированных данных, которые многократно дублируются в различных источниках и отличаются по форматам. При этом если ставится задача автоматизации и регулярного обновления данных о нескольких тысячах или десятках тысяч контрагентов, проведения их анализа и ранжирования, то оптимальным вариантом будет загрузка данных через шлюз API.

Среди представленных на рынке информационно-аналитических агентств, обращают на себя внимание сервисы СПАРК, «Спарк-мониторинг платежей» (Интерфакс), api.casebook.ru (Право.ру) и «Контур-фокус» (СКБ «Контур»), которые отличаются функциональными инструментами, количеством источником и удобством интерфейса, Альтернативными источниками данных для проверки меньшего объема контрагентов могут быть отчеты «Интегрум», Taxcom, «Скрин» и ряда других аналогичных веб-сервисов. В любом случае выбор источника определяется конкретными потребностями организации в данных для загрузки и обработки. И это не всегда тривиальная задача, учитывая разные информационные потребности подразделений в одной и той же организации.

В рамках задачи по определению требований к системе мониторинга контрагентов (по определенным причинам не могу назвать организацию) был задан вопрос: какую информацию, получаемую из определенных внешних источников, вы используете? Первый ответ — всю. Затем, из списка параметров для анализа контрагентов (из тех же источников), который содержал порядка 150 наименований, разделенных по пяти группам данных, тем же респондентам было предложено указать поля, которые они используют в своей работе, включают в отчеты, а также добавить дополнительные необходимые им параметры. В итоге по каждой из групп данных респондентами было отобрано от 75 до 90% показателей из первоначально предложенного перечня.

Итак, какие группы данных имеет смысл предусмотреть для формирования целостной картины состояния контрагента и последующего мониторинга изменения его состояния с использованием ИАС и загрузки данных через шлюз API:

Во-первых, поля реквизитов и ключи (например, ИНН и ОГРН), чтобы однозначно идентифицировать контрагента в различных информационных системах (пользователи ухитряются в разных системах написать наименование компании десятью разными способами) и затем отслеживать изменения в составе руководителей, собственников, бенефициаров, адресов (эта группа данных в отличие от трех ниже описанных не будет использоваться для ранжирования контрагентов, но обязательна для мониторинга изменений).

Вторая группа должна включать сведения, относящиеся к правовому статусу компании, в том числе типу и форме собственности, возрасту и ее размерам, (по выручке и численности). И если ваш предполагаемый контрагент — компания численностью до 15 человек показывает выручку за позапрошлый год до 120 млн руб., а в прошлом более 2 млрд, то это уже повод обратить на нее особое внимание.

Что всегда волнует и бизнес-аналитиков, и сотрудников служб безопасности, и руководителей, — это деловая репутация контрагента, включая его статус (действующее, ликвидированное, в состоянии ликвидации или реорганизации), наличие арбитражных дел (в том числе банкротных) и незавершенных исполнительных производств, наличие задолженности по налогам и т. д. Однако не стоит концентрироваться только на негативных факторах — ваш контрагент может входить в топ-рейтинги, получать госконтракты, и лишний балл в плюс к деловой репутации позволит оценить его более объективно.

Важной группой данных в составе сервисов ключевых агентств являются финансовые результаты деятельности. Но здесь есть два ограничения. Не все компании сдают финансовую отчетность в Росстат и на аккредитацию могут принести промежуточный баланс и отчет о прибылях и убытках, который будет несколько отличаться от того, что они предоставят в ФНС к апрелю следующего года. Второе — годовая отчетность из Росстата по многим компаниям будет доступна лишь к августу-сентябрю следующего за отчетным года. Пока это объективная реальность, и с ней приходится мириться, пока ФНС не позволит оперативно публиковать финансовую отчетность в открытых источниках для загрузки через API, а Минфин не обяжет все предприятия и ИП сдавать отчетность в Росстат.

Несколько слов об оценке контрагентов и модели ранжировании

Опуская банальные фразы об актуальности задач повышения экономической безопасности организации от влияния внешних угроз, важности разработки моделей и методов анализа контрагентов организации, попробуем посмотреть на простую, но понятную и уже работающую модель.

По сути, оценка и ранжирование контрагентов (в других терминах «рейтинг» или «скоринг») сводится к применению математического анализа и логически обоснованной балльной системы для обработки структурированных и сгруппированных данных, получаемых из внешних источников. По результатам набранных поставщиком баллов и выделения ключевых негативных факторов система предлагает соответствующие рекомендации. Используя возможности доступа к данным и ресурсы ИТ, мы можем построить модель, в которой максимальный балл, получаемый контрагентом, равен 100 (теоретически его получит только «идеальный» контрагент). Общий рейтинг каждого контрагента рассчитывается как сумма рейтингов для каждой из трех вышеупомянутых групп данных: ·        

  • по результатам оценки правового статуса компании (как сумма баллов по каждому из 5–6 показателей в данной группе). Эмпирически определенный максимальный вес данного сводного показателя в общем рейтинге контрагента может составлять 20–25%;

  • по результатам анализа деловой репутации компании (как сумма баллов по каждому из 7–9 показателей в данной группе). Рекомендованный максимальный вес в общем рейтинге контрагента составляет 35%;

  • по результатам финансового анализа контрагента (как сумма баллов по каждому из 8–10 показателей в данной группе). С учетом трепетного отношения большинства руководителей финансовых и закупочных подразделений, а также результатов проверки устойчивости модели к изменению распределения весов между группами, рекомендованный вес данного сводного показателя в общем рейтинге составляет 45–40%.

Еще одним элементом модели является конвенция о градации контрагентов по уровню рейтинга, основанная на полученных данных в ходе тестирования модели:

А. Топ 10% компаний по уровню рейтинга, у которых, как правило, отсутствуют негативные факторы.

Б. Компании с уровнем рейтинга выше среднего (~40% от общего количества). У таких компаний может быть небольшое число негативных факторов.

В. Компании с уровнем рейтинга ниже среднего (~40% от общего количества). Число негативных факторов больше, чем в группе Б: низкие финансовые результаты, наличие долгов по налогам, в процессе реорганизации, достаточно большие суммы по арбитражу и исполнительным производствам.

Г. Сомнительные компании, 10% в нижней части рейтинга. Как правило, большое число негативных факторов: низкие финансовые результаты, отрицательные чистые активы или отсутствие финансовой отчетности в Росстате, в списках должников по налогам, в процессе реорганизации/ликвидации, значительные суммы по арбитражу и исполнительным производствам.

Д. В отдельную группу выделяются ликвидированные предприятия.

Вместо заключения

В принципе наличие регулярно обновляемой информации и трехфакторной модели уже вполне достаточно, чтобы сделать оценку и онлайн-ранжирование контрагентов и организовать мониторинг изменения ключевых параметров состояния контрагента и использовать полученную информацию для принятия решений по аккредитации, выдаче займов или кредитов заключения договоров, формировании партнерства, и т. д. Но если у руководства организации есть желание, а у ИТ-руководства есть инструментарий и системы, содержащие информацию, необходимую для оценки взаимодействия контрагентов непосредственно с данной организацией, почему бы и нет. Все в ваших руках. И тогда то, о чем вам не сказал ваш контрагент, станет ясным и понятным.





Теги: ИТ-директор, ИТ менеджер, данные, руководитель, управление поставщиками

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал IT-Manager № 09/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе

Алексей Часников

Алексей Часников

Физик по образованию. Работал в области радиационного материаловедения и научного приборостроения. После получения в 1994 году степени МВА работал на проектах USAID, в российских и международных консалтинговых компаниях, крупных российских холдингах. Профессиональные интересы: управление крупными  ИТ-программами и проектами, построение эффективного взаимодействия Бизнеса и ИТ, разработка Бизнес - и ИТ-стратегий, построение центров экспертизы, офисов управления программами,   внедрение Shared Service, модели бизнес-процессов.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме
Другие материалы рубрики

мероприятия

| 07.12.2017
XIII Пиринговый форум

Краснопресненская наб.,12.

Также смотрите

Избавиться от хлама всегда полезно. Тем более что иногда уборка дает такой впечатляющий результат, который превосходит любые ожидания
Сегодня не просто дать краткий ответ на этот вопрос, не упустив те или иные важные моменты

Журнал IT-Manager: № 10/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Мероприятия

<<<< Ноябрь >>>>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123