Сбалансированный аутсорсинг в динамике изменений. Менеджмент
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT WorldIT-WeeklyIT Contact
IT-Manager Allcio Manager
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Сбалансированный аутсорсинг в динамике изменений

Лента новостейИТ в бизнесеУправление

Сбалансированный аутсорсинг в динамике изменений

| 10.10.2017

Тема привлечения внешних ресурсов часто обсуждается на страницах нашего издания, но всегда речь идет об ИТ-аутсорсинге. Однако в широком смысле понятие аутсорсинга означает передачу определенных функций сторонним исполнителям, ведь в компаниях кроме основного бизнес-процесса придется заниматься и рядом неосновных, но обязательных процессов: логистикой, уборкой помещений, технической эксплуатацией, охраной и др. О том, чем помогает аутсорсинговому бизнесу ИТ рассказывает директор по информационным технологиям компании ОМС Игорь Веселов.

Начнем со знакомства. Расскажите о себе. Как складывалась ваша карьера?

Моя карьера в ИТ началась с получения профильного образования в Военной академии в Смоленске, на факультете автоматизированных систем управления. Это образование я пустил в ход на первом же месте работы после ухода из армии — в то время это было редкое везение, так как тогда было больше примеров, когда, например, физики уходили в маркетинг, химики в торговлю.

Айтишников обычно делят на две группы – программистов и сисадминов. Я начинал как сисадмин. Сначала была работа в ретейле, в московской сети магазинов «Электрический мир». Причем, в самом магазине. Приходилось знать и делать все. От эникей-поддержки пользователей, до вопросов учета и бухгалтерии. Это был хороший опыт, позволивший погрузиться в детали бизнеса ретейла. Потом перешел в «М.Видео», где и сложилась моя основная карьера. Там я тоже начал с позиции системного администратора и прошел все ступени иерархии — от руководителя отдела системного администрирования до операционного директора по ИТ. На последней должности я проработал около четырех лет.

Далее друзья пригласили меня в интересный стартап. Совместная русско-французская компания с нуля создавала e-commerce платформу, предлагая для рынка комплексную услугу маркетплейса и фулфилмент-оператора. Стояла амбициозная задача запустить проект за один год. Что и было сделано. Мы создали уникальное решение. Ландшафт ИТ-систем представлял из себя – SAP ERP+SAVOYE LM (WMS/WCS)+ Magento E-commerce+Avaya CCC. Спустя еще год меня позвали в компанию ОМС, где я сейчас работаю.

Да, и здесь мы переходим ко второму вопросу: сначала вы работали в ретейле, а сейчас в крупной аутсорсинговой компании. Много ли общих задач в обеих сферах? Или у них вообще мало общего?

Эти компании объединяет то, что они обе являются лидерами, каждая в своей сфере. Одна — в области продаж бытовой электроники и техники, другая — в области аутсорсинга. Работать в компаниях-лидерах всегда очень престижно и интересно! Вместе с тем, конечно, есть и различия.

«М.Видео» принадлежит к сегменту B2C, ОМС — к сегменту B2B. Впрочем, с точки зрения обеспечивающих основной бизнес функций, значительной разницы нет. И там и там есть управление персоналом, финансы, ИТ и т.д. с очень схожими задачами и сопоставимыми масштабами.

Конечно же различаются задачи и блоки, имеющие отношение к производству, к ERP. У ОМС есть много интересных и разнообразных направлений бизнес-деятельности. Здесь и эксплуатация инженерных систем и корпоративное питание и профессиональная уборка, и управление автопарком, и охрана, и предоставление персонала, и управление жилой недвижимостью. Автоматизация каждого направления требует своих решений и подходов. Помимо всего прочего, есть еще одно серьезное различие. «М.Видео» всегда развивалась органически, за счет увеличения продаж, количества точек и так далее. У ОМС, кроме органического роста, есть и M&A — слияния и приобретение компаний, а ведь для ИТ это всегда серьезный вызов. Быстро и эффективно интегрировать ИТ-инфраструктуру поглощаемой компании — всегда нетривиальная задача, учитывая разницу в специфике бизнеса и построения бизнес-процессов.

Немаловажно, что компания ОМС широко распределена по стране. У «М.Видео», если мне не изменяет память, около 400 магазинов в полутора сотнях городов. У компании ОМС более 14000 точек оказания услуг, включая и те, что находятся действительно далеко от цивилизации — например месторождения газа и нефти. И везде нужно организовать полноценное предоставление ИТ-сервисов, а это далеко не всегда просто. В ретейле точки продаж все-таки в определенной мере унифицированы и окружены инфраструктурой. Однако в рознице сложнее сами задачи — у нас зачастую хватает самых базовых сервисов для обеспечения работы объекта.

Скажите, а какие особенности ИТ характерны именно для аутсорсинга?

Как таковой аутсорсинг не накладывает какого-то отпечатка — он во многом схож с другими сферами, поскольку проникает в них в силу своей природы. Например, одной из моих главных задач на старте была централизация ИТ-функции, повышение эффективности службы в условиях оптимизации затрат. К моему приходу в ОМС функция ИТ была децентрализована, в нынешнем виде она куда более эффективна.

Мы, как и все, наверное, смотрим и пробуем применять в бизнесе новые технологические решения. Помимо инновационных трендов, о которых сейчас многие говорят – интернет вещей, машинное обучение и т.п., мы не забываем оптимизировать и поддерживающие процессы, в частности, у нас в завершающей стадии находится проект внедрения единой HR-системы.

Мы понимаем, что для компании наших масштабов, где более 30 000 сотрудников, эффективное построение процессов управления персоналом и их грамотная автоматизация имеют первостепенное значение.

Давайте поговорим о популярных трендах. Что используете, какие сегменты ИТ-услуг востребованы? Big Data, машинное обучение, IoT, облака, социальная инженерия?

Мы используем облачные технологии. Стараемся разумно комбинировать сервисы во внешнем облаке и свою собственную инфраструктуру. Наш партнер — одна из крупных федеральных компаний, и мы довольны их услугами. Как я уже упоминал, у нас есть услуги, связанные с эксплуатацией сложных инженерных систем промышленного уровня. Здесь мы запускали пилотный проект в области IoT с крупным западным партнером. Рассчитывали внедрить систему «умных» датчиков, отслеживающих состояние оборудования и передающих данные в систему, способную работать в предиктивном режиме, анализируя вероятность выхода из строя того или иного узла и оптимизируя затраты на ТОиР.

Также несомненно существует и необходимость управлять эффективностью производственного персонала. Что касается персонала, мы рассматривали варианты использования различных решений. От систем основанных на комбинации различного рода датчиков (браслетов), с последующим контролем физической активности, трекинга траекторий и последующим анализом данных в BI системе,  до систем построенных на видео-аналитике. Оба варианта мы смотрели на пилотных объектах.

Эти решения уже сейчас можно использовать, но, к сожалению, как и в случае с RFID в свое время, стоимость внедрения оказалась неоправданно высокой. Причем львиная доля затрат приходится на «железки» и инфраструктурную обвязку, соответственно, имеет смысл подождать, пока их цены закономерно снизятся.

А как обстоят дела с корпоративной мобильностью? Используете? Насколько широко?

В последние полтора года мы реализовали несколько больших и серьезных проектов в области мобильных платформ. У нас много производственного персонала, работающего «в полях». Наверное, единственным решением автоматизировать их деятельность является разработка для них мобильных приложений. Сейчас у нас имеется решение по контролю качества работы, позволяющее как руководству, так и сотрудникам на местах управлять качеством той или иной услуги. Завершается разработка мобильного приложения для используемой в компании сервис-деск системы.

Есть и решение для внешних клиентов — личный кабинет заказчика, где наши клиенты могут через B2B сайт и мобильное приложение взаимодействовать с нами. От простой коммуникации, заявок, претензий до ЭДО, получения статистики и построения отчетов.

Давайте поговорим о спросе внутри компании. Кто должен инициировать изменения? Бизнес? Запросы «низа»? Сам ИТ-департамент?

Вопрос интересный. Понятно, что существуют инерционность и косность мышления, не все и не всегда хотят что-либо менять в спокойном укладе своей жизни. И это касается всех. Любого человека. В ОМС к развитию относятся очень серьезно. Динамичное развитие – это одна из ценностей компании. У нас есть Центр управления инновационным развитием, куда входит и ИТ. Мы используем различные инструменты для поддержки это процесса.

Есть «банк идей» - конкурс для сотрудников. Мы мотивируем людей на местах предлагать идеи для реализации — от сокращения издержек до внедрения прорывных технологий. Кроме того, существует и практика back to floor, когда каждый менеджер офиса раз в квартал должен выехать на объект оказания услуг и поработать «в полях» — еще один замечательный источник генерации новых идей и способов поднять эффективность.

Так что, в нашей компании сложилась достаточно сбалансированная модель с инициативой изменений, как снизу, так и сверху. А ИТ является полноправным участником этих процессов. Где-то лидером, где-то ведомым.

Вы постоянный участник конгресса «Подмосковные вечера». Что вас привлекает в этом мероприятии? Какое настроение, интерес или пользу приносит посещение «Подмосковных»?

К сожалению, приехать удаётся не каждый год, но если есть хоть малейшая возможность побывать на конгрессе — я стараюсь ею воспользоваться. «Подмосковные» остаются самым масштабным и полезным ИТ конгрессом на рынке, по моему мнению.

Меня мероприятие привлекает тем, что действительно учитывает реальные стремления аудитории, отталкиваясь не от маркетинга и продавцов, которым нужно что-то продать, а от пожеланий гостей. Повестка всегда строится на основе этих пожеланий, и за темами для обсуждений организаторы всегда идут к сообществу. И это одно из немногих мероприятий, где процесс построен таким образом.

Такого количества своих коллег, как на «Вечерах», — и такого качества спикеров и участников — я не видел ни на одном мероприятии. На конгрессе наивысшая концентрация реально практикующих ИТ-директоров, тогда как на других ивентах можно увидеть пару-тройку коллег. А можно и не увидеть.

Кроме всего прочего, очень интересна неформальная часть — она всегда хорошо организована, а я прекрасно понимаю, что не все вопросы можно обсудить в деловой обстановке. На неспешную беседу всегда есть время, и для нее непременно находится комфортное место. Довольно много людей, с которыми я теперь уже дружен, стали когда-то моими знакомыми именно благодаря «Подмосковным вечерам».

Текст: Антон Прасолов

 

Теги: мобильные технологии, облачные технологии, ИТ-директор, ИТ менеджер, ретейл, аутсорсинг, цифровая трансформация

Горячие темы:

Журнал IT-Manager № 09/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме
Другие материалы рубрики

Также смотрите

Журнал IT-Manager: № 10/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Мероприятия

<<<< Декабрь >>>>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567