Меняем процессы, порой наступая на грабли. Менеджмент
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT WorldIT-WeeklyIT Contact
IT-Manager Allcio Manager
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Меняем процессы, порой наступая на грабли

Лента новостейИТ в бизнесеУправление

Александр Антонов

Ольга Попова, Яков Шпунт | 07.10.2017
С Александром Антоновым мы уже встречались на страницах журнала несколько лет назад. В то время он командовал цифровой инфраструктурой «РИА Новости». Сегодня он решает ИТ-задачи в энергетике. Директор по информационным технологиям крупнейшей частной энергетической компании «Т Плюс» рассказал о специфике работы в одной из самых консервативных отраслей, об ее восприимчивости к новым ИТ-решениям, о менеджерских задачах и цифровой трансформации.

Вы перешли на работу в компанию совершенно из другой сферы деятельности. Насколько изменился круг ваших задач?

Если брать бэк-офис, то задачи очень похожи. Да и основные рабочие системы те же самые: ERP, CRM, документооборот, BI. Специфика – в масштабе биллинговых систем. Но если брать поддержку производственных процессов, то отличия весьма серьезные. Выработка и распределение электрической и тепловой энергии предполагает совсем другой состав производственно-технологических комплексов – АСУТП; а также MES. Похожи и менеджерские задачи ИТ-директора. Однако зона ответственности на новом месте все же шире: в моем ведении находятся все автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), так что я отвечаю, в том числе, и за работу энергоблоков.

Предприятия энергетики относятся к стратегическим объектам. Поэтому существует единое техническое регулирование, направленное на обеспечение их бесперебойного функционирования, и соответствие нормативам строго контролируется. Это касается и цифровой инфраструктуры. ИТ-директор должен обеспечить бесперебойную работу и развитие инфраструктуры, информационных и промышленных систем. Цена любого сбоя весьма велика, а отсутствие развития губительно для всей компании в целом. Задачу обеспечения отказоустойчивости и восстановления после сбоев приходится решать в любой отрасли, и подходы тут одни и те же, и похожие потребности у любой нормально развивающейся компании. У нас очень много централизованных сервисов, хотя какие-то локальные системы, как правило, собственной разработки, на некоторых станциях еще имеются.

Сейчас модной темой стал индустриальный «интернет вещей». В нашей отрасли эти решения давно являются неотъемлемой частью производственных процессов. Например, современные, цифровые приборы учета и контроля, которые активно используются при построении АСУ ТП, также можно считать частью «интернета вещей». Постепенно таковым становятся даже домовые счетчики электрической и тепловой энергии, приборы учета воды, газа. Раньше показания с них снимали специальные бригады, что занимало много времени. Теперь данные поступают автоматически и практически мгновенно. Но при этом энергетика — довольно консервативная отрасль. Очень многое пока остается на бумаге, в частности, ведение разного рода оперативных журналов. И к решению задачи их перевода в электронный вид, с соблюдением регламентов по ведению, мы приступили в прошлом году, сейчас выполняем тираж по всем регионам присутствия.

Ваша компания сейчас реализует масштабный проект в Екатеринбурге. Можно ли говорить о первых его результатах?

Данный проект, действительно масштабный для Екатеринбурга, предусматривает автоматизацию 300 центральных тепловых пунктов (ЦТП), откуда будет полностью убран персонал, и все пункты будут управляться из единого диспетчерского центра. ИТ-составляющая проекта заключается в выработке типового решения, по которому автоматизируются ЦТП и ИТП, строится диспетчерский центр и конечно поэтапный прием пунктов в эксплуатацию. Современные промышленные решения настолько переплетены с ИТ, что полностью отделить одно от другого уже невозможно.

Ваша компания делает большие инвестиции в альтернативную энергетику, в частности, солнечную. Какие ИТ-решения при этом используются?

Да, мы построили солнечную электростанцию в Орске. Она полностью автоматизирована и  не требует такого количества персонала, как на обычном энергоблоке. Новым является то, что АСУ ТП Орской станции интегрирована с системой управления не только техническим обслуживанием, но и ремонтом. Для солнечной станции также разрабатывается модель оценки состояния, которая является частью проекта RCM по внедрению предиктивной диагностики отказов. Мы сами никакие системы, АСУТП, не разрабатываем. Мы их только внедряем и обслуживаем.

Сейчас много говорят о цифровой экономике. Теме перехода к ней посвящен и конгресс «Подмосковные вечера». А для вас эта тема актуальна?

Да. У нас сейчас активно обсуждается концепция цифрового производства. В сентябре мы надеемся ее утвердить. Но ее реализация будет затратной. У нас пока еще много энергоблоков и теплосетей, на которых преобладает оборудование, которое потребует замены. Ключевых направлений, как мне кажется, тут два. Первое — повышение оперативности и прозрачности информации с полевого уровня до центрального аппарата, причем с минимумом ручных правок и другого воздействия. Второе направление — RCM (ремонты по состоянию) и предиктивная диагностика оборудования. Концепция RCM намного более тонко подходит к обслуживанию оборудования, чем широко принятый метод планового регулярного профилактического осмотра. Например, она предусматривает обслуживание только тех узлов и агрегатов, которые его реально требуют, а не всего энергоблока. Предиктивная диагностика собирает статистику о заменах тех или иных узлов, что помогает прогнозировать необходимость ремонта. Ее применение позволяет заблаговременно планировать закупки и ремонтные работы, что минимизирует число и величину штрафов, которые неизбежно начисляют за любое экстренное отключение энергии.

Кардинально меняется ситуация с контролем и учетом. Объективно считается, что ты не можешь полноценно управлять тем что не можешь измерить. Например, возьмем ситуацию с отпуском тепловой энергии. Трубы приходится регулярно менять. Есть потери. И есть вечный конфликт интересов. У заказчика есть желание платить меньше, и некоторые ссылаются на то, что не получили весь объем услуги. И чтобы все сходилось, нужны датчики контроля на теплотрассе и цифровые приборы учета на стороне потребителя, позволяющие дать точную оценку.

Насколько оцифровка бизнеса влияет на бизнес-процессы?

Да, такое влияние есть. Но оно эволюционное. И прежде всего, связано с уточнением бизнес-процессов и новыми возможностями по работе с большими объемами как структурированной, так и не структурированной информации. Возьмем для примера электронный документооборот. В идеале его внедрение означает полный отказ от бумаги, благо, что это возможно и для юридически значимых документов, которые подписываются ЭЦП. Но регионы до сих пор держаться за бумагу, задавая вопрос: «Вот есть накладная в электронном виде, и как я с ней в суд пойду?» И долгое время попытки объяснить, что квалифицированная ЭЦП дает все то же самое, оказываются безуспешными. Даже если для этого привлекается юрист, который ссылается на существующую судебную практику. Это как раз один из примеров смены технологии процесса.

Сопротивление возникает еще и потому, что люди боятся. У них отбирают то, к чему они давно привыкли, предлагая взамен что-то новое, ценность чего они пока не осознали. Люди владели информацией в бумажном документе,  а при переходе к работе с массивом цифровой информации уникальность сотрудника снижается. Необходимо переквалифицироваться и становиться не менее значим сотрудником, обладающим компетенцией работы с другим объемом данных, другой моделью и инструментом. Требования к производительности труда повышаются, и появляются опасения потерять свое рабочее место. Поэтому мы развиваем программы переподготовки кадров.

Меняются ли методы работы ИТ-службы? И если да, то каким образом?

Возьмем наиболее понятную задачу — обслуживание пользователей. Раньше в каждую точку, откуда пришла заявка, отправляли инженера. Теперь мы можем решить значительную часть проблем дистанционно. Меняется уровень зрелости компании в целом, что означает серьезный пересмотр требований к сотрудникам и системам. Приходит все больше запросов, связанных с развитием используемых приложений. Люди осваивают все то, что система им может дать, и начинают просить большего. И это хорошо.

Насколько значима поддержка руководства компании в плане внедрения различных инноваций?

Без поддержки руководства компании ни один крупный, инновационный проект не реализовать. Тем не менее, локальные улучшения делаются на местах, и они могут послужить толчком к крупному проекту. Мы стараемся находить и оценивать эффективность сделанных улучшений, чтобы их применять уже на всех площадках или закладывать в централизованные решения.

Энергетика не является высококонкурентным рынком. Может, оставить все как есть?

Но в нашей отрасли главным стимулом для внедрения новых проектов является повышение управляемости компании и эффективности использования оборудования. Если руководство получает данные с задержкой, оно оперирует устаревшей информацией. Желание получать сведения оперативно, а лучше сразу становится драйвером изменений. Тем более что решение данной задачи позволяет устранить прямые потери тепловой и электрической энергии.

Смотрите ли вы в сторону российских продуктов?

На нас не распространяются те ограничения, которые установлены для госсектора. Но мы смотрим на продукцию российских компаний. В частности, они  предлагают хорошие системы учета энергии, и мы их внедряем. Отечественные решения дешевле зарубежных, но иногда уступают по надежности, функциональности и сопровождению.

Мобильные и облачные решения также являются «модными». Как вы их используете?

Частные облака у нас есть. Есть и публичные сервисы, когда нужно быстро получить ресурсы под какой-то проект. Как правило, если нужна тестовая среда. Чаще всего мы обращаемся к сервисам крупных компаний, которые готовы оперативно предоставлять запрошенные услуги.

Еще одна модная тема — большие данные. Да, объем данных мы собираем огромный, и надо научиться их использовать. И как раз по этой модели работают системы предиктивной диагностики, которые мы внедряем. Или системы, моделирующие поведение клиентов.

У нас есть несколько мобильных приложений. Мобильными устройствами мы оснащаем бригады, которые осуществляют обходы на станциях и объекты теплосетевого хозяйства. Причем они позволяют контролировать работника, например, где и когда он вел сбор данных. Эта информация передается в модуль обеспечения ТОиР SAP и используется в процессе планирования работ и закупок материалов и запасных частей.

Насколько актуальны для вас вопросы информационной безопасности?

Чрезвычайно актуальны. Мы решаем задачи ИБ по нескольким направлениям. Одно из них типовое, связанное с обеспечением функционирования рабочих мест пользователей. Тут очень велика роль обучения и повышения осведомленности сотрудников. Установленные средства защиты не предотвращают весь спектр воздействии на информационные ресурсы. Ведь очень многие инциденты связаны с неграмотными действиями пользователей. Очень часто этим пользуются во время фишинговых атак.

26 июля 2017 года был подписан федеральный закон №187, регламентирующий требования по безопасности информационных систем на критически важных объектах. И энергетика под него подпадает. Его требования близки к тем, которые предъявляются к военному объекту. В частности, предполагается, что технологическая сеть должна быть изолирована от офисной сети на аппаратном уровне. Однако, производственные системы, оперируют данными, получаемыми из систем АСУТП, находящихся в технологическом сегменте сети. Значит, нужно делать шлюзы, которые становятся мишенью для атак. И по крайней мере, теоретически через них можно проникнуть в системы управления энергоблоками. Перспектива не из приятных. Нужно принимать соответствующие меры, выделять средства на их реализацию.

Что вы ждете от конгресса «Подмосковные вечера»?

Самое интересное — живое общение. Вендоры и интеграторы и так все расскажут, а вот узнать, как коллеги решают те или иные проблемы, всегда полезно и часто здорово помогает. И никакое онлайн-общение не заменит живое. Особенно когда общаешься с коллегой впервые.

Журнал IT-Manager № 09/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе

Ольга Попова

Ольга Попова

С 2008г. главный редактор IT Manager. В журналистике с 1986 года, правда, с перерывом на "лихие 90-е". До информационных технологий организовала несколько успешных бизнес-проектов в "Деловом Петербурге". Убеждена, что грамотный менеджер может работать в любой сфере, вне зависимости от специальности, так как ИТ-управленец мало чем отличается от управлеца-логиста. Но считаю, что именно в ИТ сейчас происходит все самое интересное.

Об авторе

Яков Шпунт

Яков Шпунт

Журналист, редактор, автор 

мероприятия

| 26.10.2017
«Практика построения современного трейдинга»

Москва, ул. Неглинная, д.4. Отель "Арарат Парк Хаятт", зал Саргсян 1 и 2, 2 этаж

| 27.10.2017
4-й Бизнес-форум 1С:ERP

Центр Международной Торговли (Конгресс-центр ЦМТ) . Москва, Краснопресненская наб., д. 12, подъезд 4.

| 31.10.2017 — 01.11.2017
IV международный форум «Интернет вещей»

КВЦ Сокольники, павильон 7-А

| 31.10.2017 — 02.11.2017
11-АЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА INTEGRATED SYSTEMS RUSSIA 2017

Москва, Экспоцентр, павильон №2

| 10.11.2017
Secure IT World 2017

Санкт-Петербург, Культурно-деловой центр «Club House»

| 07.12.2017
XIII Пиринговый форум

Краснопресненская наб.,12.

Также смотрите

Журнал IT-Manager: № 09/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Мероприятия

<<<< Октябрь >>>>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345