Кризис бизнес-мобильности: почему в России нет прорывных проектов. Менеджмент
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT WorldIT-WeeklyIT Contact
IT-Manager Allcio Manager
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Кризис бизнес-мобильности: почему в России нет прорывных проектов

Лента новостейИТ в бизнесеУправление

Кризис бизнес-мобильности: почему в России нет прорывных проектов

Игорь Есипович | 19.05.2017

В потребительском сегменте приложения для смартфонов и планшетов становятся менее востребованными из-за насыщения рынка, а спрос на профессиональные решения постепенно растет. Изменяется и бизнес-модель использования мобильных устройств. Вместо того чтобы конкурировать за собственное место на экране гаджетов, компании объединяются «под крышей» универсальных приложений или уходят в веб. Словом, наступил переломный момент.

Два рынка, два пути...

Мобильные приложения развиваются одновременно на двух рынках — потребительском и профессиональном. На первом — спрос на бизнес-приложения для смартфонов со стороны заказчиков постоянно снижается. Приложений очень много, и конкурировать за внимание пользователя становится все сложнее. Затраты на продвижение мобильного приложения могут сравняться со стоимостью его разработки. Поэтому компании стремятся к укрупнению — использованию приложений-агрегаторов, как Booking, либо уходят в веб с адаптивными сайтами, удобными на любых платформах.

На рынке профессиональных приложений, наоборот, стабильность и небольшой рост. Здесь нет конкуренции за пользователей, а фирмам нужно решить конкретные задачи: собрать данные, обеспечить контроль, упростить логистику. Для прораба, менеджера или продавца предпочтительнее планшет и быстрое, нативное мобильное приложение, нежели облачные сервисы, доступные через веб.

Ради комфорта и безопасности

Разработка мобильных приложений — тренд, который формируется на рынке в основном благодаря инициативе руководителей.

Если топ-менеджер использует мобильные технологии и видит в них потенциал, компания активно развивает это направление. Яркий пример — Анатолий Чубайс, благодаря инициативе которого в правительстве появилась мобильная версия электронного документооборота. Но это фактически частная инициатива, не имеющая ничего общего с глобальными трендами в России. Скорее можно говорить о попытках отдельных руководителей сделать свою работу более комфортной.

Желание применять мобильное приложение появляется у главы компании вместе с потребностью более эффективно распоряжаться своим временем. У директора есть планшет, и по дороге на работу он хотел бы просматривать или согласовывать определенные документы. Как правило, речь идет о разработке под iOS — операционную систему Apple. Если вопросы защиты устройств и личных данных первостепенны для крупного бизнеса, то он, безусловно, отдаст предпочтение купертиновским решениям.

Впрочем, сейчас все мобильные платформы хорошо защищены, а уязвимыми смартфоны и планшеты все чаще делает сам владелец. Внедрение биометрических сканеров максимально усложнило несанкционированный доступ к информации на мобильных устройствах. Если речь идет о современных гаджетах с аппаратными системами защиты данных, риски минимальные. В то же время очень многое зависит от осторожности пользователя, его желания задействовать встроенные системы защиты — словом, человеческий фактор играет ключевую роль.

Два в одном

Едва ли кто-то усомнится в пользе мобильных разработок для бизнеса. Только запросы у компаний совершенно разные, и невозможно их удовлетворить универсальным решением или доработкой существующей платформы. Поэтому мобильные приложения — дорогие проекты, на которые решаются далеко не все компании.

Для мобилизации бизнеса есть два пути. Первый — создать приложения под конкретные мобильные платформы. В этом случае придется разрабатывать отдельные решения для iOS, Android или Windows Phone, что увеличит и без того немалые расходы. Кроме того, надо учитывать, что меняется «начинка» мобильных устройств, появляются новые версии операционных систем, и все это требует совершенствования приложений.

Второй путь более популярен у бизнеса: это разработка облачных решений, обеспечивающих нужную функциональность в любом браузере и доступных с любого устройства.

Недавно мы работали с крупной компанией, решившей упростить схему сбора информации от своих представителей в торговых центрах. Специально для этого было создано мобильное решение, способное быстро вносить в общую систему данные, полученные в ходе опроса покупателей и продавцов. Приложение позволяло не только собирать информацию, но и через систему бонусных баллов награждать инициативных представителей за их активность. Выпустив мобильное приложение, компания-заказчик решила сразу две задачи — сбора нужной информации и мотивации персонала.

Кто платит?

Значительная часть заказов на мобильные разработки приходится на банковский и финансовых бизнес: у банков есть продукты и сервисы, которые удобно и выгодно продвигать на мобильных платформах. Компании из этих сфер действуют на потребительском рынке и вынуждены конкурировать приложениями с другими компаниями. Поэтому популярны самые разные приложения — от интернет-банков до сервисов по обмену валют.

Остальной бизнес серьезно отстает от финансистов в разработке приложений. Одна из причин — отсутствие денег на проекты. Несмотря на то что мир уже давно сходит с ума от смартфонов и планшетов, деньги на мобильные приложения в основном выделяются по остаточному принципу. Часто нет смысла создавать отдельное приложение и продвигать его среди массы аналогичных. Легче прибегнуть к универсальному решению. Например, отелям выгодно вливаться в Booking, а магазинам — в фирменные торговые программы-агрегаторы. Это отличный выход для небольших компаний, у которых нет лишних средств.

Будет ли гипермаркет делать собственное мобильное приложение? Скорее всего, нет. Хотя существуют реальные технологии для подобной организации торговли. В частности, NFC-метки, которыми можно снабжать товар на прилавках и отправлять на мобильные устройства покупателей его описание или условия акции. Существует и прототип полноценного магазина без кассиров и обслуживающего персонала: взял товар с полки, система его зарегистрировала и списала стоимость со счета. Но в России такие интересные решения появятся не скоро.

Менталитет против технологий

Мобилизация бизнеса требует не только готовности вкладывать деньги в разработку мобильных решений. Должен измениться менталитет и бизнеса, и его клиентов. Однако именно с этим в России большие проблемы.

Давайте представим продуктовый магазин, работающий без кассиров, исключительно с мобильным приложением. Казалось бы, отличные решение, экономия за счет персонала и безграничные возможности для масштабирования. Но у нас такой магазин не сможет функционировать, потому что в основе современных мобильных бизнес-решений лежит доверие к клиентам. В России компании и потребители услуг не доверяют друг другу настолько, чтобы оставить полки с товарами без пристального внимания. Добавить бизнесу мобильности можно в решениях, которые не опираются на какие-то моральные факторы.

В России и СНГ главная проблема мобильных разработок заключается в слишком узкой сфере их применения. Пока западные специалисты определяют новые подходы к развитию мобильных облачных сервисов и приложений, отечественные заказчики и проектировщики застряли на решениях для электронного документооборота и анкетирования.

Теги: мобильные приложения, мобильные сервисы, мобильные технологии

Горячие темы: Корпоративная мобильность

Журнал IT-Manager № 04/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Компания: Lanit | Ланит

Об авторе

Игорь Есипович

Игорь Есипович

руководитель департамента мобильной разработки Artezio (входит в группу ЛАНИТ)


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме
Другие материалы рубрики

мероприятия

| 07.12.2017
XIII Пиринговый форум

Краснопресненская наб.,12.

Также смотрите

Избавиться от хлама всегда полезно. Тем более что иногда уборка дает такой впечатляющий результат, который превосходит любые ожидания
Сегодня не просто дать краткий ответ на этот вопрос, не упустив те или иные важные моменты

Журнал IT-Manager: № 09/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Мероприятия

<<<< Ноябрь >>>>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123