Облачные технологии и SaaS. ИТ-инфраструктура
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT WorldIT-WeeklyIT Contact
IT-Manager Allcio Manager
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Облачные технологии и SaaS

Лента новостейИТ в бизнесеИнфраструктура

Облачные технологии и SaaS

Роберт Киракосян | 18.06.2017

Распространенность облачных технологий сейчас достигла очень высокого уровня. Однако четкого понимания, какие бывают облачные технологии, чем они отличаются друг от друга, — нет. Поэтому прежде, чем начать разговор о плюсах и минусах данных технологий, хотелось бы понять, что мы собираемся обсуждать.

Что же такое облачные технологии?

Более 95% интернет-пользователей прибегают к облачным технологиям, часто даже не задумываясь об этом. Облачные технологии — возможность иметь доступ к данным, не устанавливая специальных приложений на устройстве. При таком способе обработки информации компьютерные ресурсы предоставляются как онлайн-сервис. Определение «облачные» (название произошло от графической картинки, предназначенной для обозначения технологий) олицетворяют сложную инфраструктуру, подкрепленную многочисленными техническими деталями.

Если коротко, можно выделить три основных направления развития облаков сегодня:

  • IaaS (Infrastructure as a Service) — инфраструктура как услуга;

  • PaaS (Platform as a Service) — платформа как услуга;

  • SaaS (Software as a Service) — программное обеспечение как услуга.

Не стало понятнее?

Пример из общепита

Представьте, вы проголодались и решили поужинать. Как вам следует поступить?

Во-первых, вы можете купить продукты в магазине и самостоятельно приготовить ужин на кухне, используя собственное кухонное оборудование, накрыть на стол, вымыть после ужина посуду.

Во-вторых, вы можете также самостоятельно приготовить ужин, но выбрать для него готовые полуфабрикаты. Не нужно хорошо уметь готовить, достаточно точно следовать инструкции на упаковке. Это аналог IaaS.

В-третьих, вы можете заказать готовую пищу с доставкой из ресторана. Останется разогреть ее в микроволновке, сервировать стол. Это аналог PaaS.

И четвертый вариант — посетить ресторан. Все уже готово, стол накрыт для вас. Вы съедаете свой ужин и уходите и совсем не задумываетесь о грязной посуде. Это аналог SaaS.

В первом случае, вы все делаете самостоятельно, строите серверную, закупаете оборудование, лицензии, нанимаете системного администратора, устанавливаете операционную систему и ПО на серверы и компьютеры.

Во втором случае не строите серверную и не обслуживаете компьютерную технику физически, а передаете такие функции вы передаете провайдеру. Вам остается управление операционной системой, установка и настройка приложений. Вы пользуетесь услугой IaaS (Infrastructure as a Service).

В третьем случае передаете дополнительно управление операционными системами и базами данных облачному провайдеру и переходите к модели PaaS (Platform as a Service). Вы не имеет возможности управлять облачной инфраструктурой, но контролируете приложения и настройки.

При варианте SaaS (Software as a Service) на сторону провайдера дополнительно передаются все вопросы установки и настройки приложений, мониторинга, резервного копирования и т. д. — то есть. полный перечень всех услуг. Необязательно даже содержать в штате технического специалиста. Сервис предоставляется под ключ. Вы не можете контролировать параметры работы и настройки. Приложения могут быть доступны с различных клиентских устройств (посредством, например, браузера или тонкого клиента).

Но не так все просто с определением SaaS. Даже эксперты не могут сойтись в мнении о понимании термина SaaS. В широком смысле к SaaS можно отнести даже популярные веб-приложения, вроде почтовых служб mail или yandex. И все же в классическом понимании SaaS представляет собой бизнес-ориентированную модель. Еще один спорным моментом данной концепции является вопрос обязательного наличия абонентской платы.

Однако более правильным, на мой взгляд, является узкое определение SaaS как приложения для бизнеса, предоставляемого по подписке.

Преимущества и недостатки SaaS

Материал «Отсутствие легального софта — не доказательство пиратства»[1] об отказе доступа судебных приставов по подозрению в пиратстве стала основной причиной написания этой статьи.

У нас в стране применение SaaS находится только в начале пути, часто пользователи хотят иметь программу, установленную на собственном компьютере, а не где-то там в облаке. Кроме того, не секрет, что достаточно часто программу можно найти и пиратскую, к чему я ни в коей мере  не призываю (использую Office 365 на всех своих домашних устройствах, ноутбуке, компьютере и планшете, и бухгалтерия у меня тоже 1C online).

Нынешний темп нашей жизни начинает диктовать другие правила. Мы очень много времени стали проводить в дороге, где использовать даже ноутбук не очень удобно. Надо читать письма, писать и редактировать документы с телефона или планшета, согласовывать их с коллегами и руководством, и в этом случае уже SaaS и облачному хранению данных альтернативы нет. На сегодняшний день все облачные системы имеют в своем составе средства совместной работы с документами.

Плохо, что почти для всех программ принята оплата годовых подписок (в лучшем случае ежемесячных), а ведь если применить принцип, как в car sharing или на парковках, объем продаж можно увеличить. Вся необходимая инфраструктура уже создана. Я, например, очень часто обращаюсь к сервисам редактирования документов pdf online и проверки полученных по почте документов на наличие вирусов. При этом использую бесплатные программы по причинам, изложенным выше.

Другое важное преимущество SaaS — справочные материалы, сопровождающие соответствующее ПО, всегда самые актуальные. В отличие от «десктопных» версий ПО, где пользовательские руководства могут со временем устаревать, SaaS-продукты почти всегда надежнее решений, установленных на компьютер. Пользователь не может внести в них изменения, пусть даже не преднамеренные, ведь приложение установлено на сервере провайдера ПО. Чаще всего, для запуска приложения нужен только браузер и, наверное, еще несколько надстроек к нему. Еще одно важнейшее преимущество SaaS-решения — можно работать с нужными программами с любого компьютера, планшета или телефона и у всех сотрудников компании будет одна и та же версия, независимо от операционной системы, кроме этого, предусмотрено одновременное применение одной и той же программы несколькими работниками. Скажем, в коллективном порядке или по очереди редактировать тот или иной документ, например 3D-модель. Даже если несколько людей соберутся за компьютером, на котором стоит «коробочная» программа, эффективной деятельности, скорее всего, не будет.

Лицензирование

Всякие проверки на лицензионность теряют смысл. Достаточно закупить 15–20% программ по SaaS, установить на все компьютеры свободное ПО с похожими функциям, и ни одна проверка ничего не докажет. Жадность порождает бедность. Какое-то количество лицензионного ПО приобретать надо, это обеспечивает поддержку пользователей и наличие актуальных версий ПО, а также установку критических обновлений.

------------------------

ВАЖНО!

Недавняя эпидемия WannaCry показала, что ОС необходимо иметь лицензионные и устанавливать все обновления.

------------------------

Самый явный недостаток SaaS в том, что между поставщиком ПО и его пользователем часто передаются те или иные конфиденциальные данные, и далеко не каждая система безопасности предприятия гарантирует их защиту от перехвата хакерами. Конечно, современные компьютерные технологии шифрования и проверки прав доступа способны выстроить очень серьезные барьеры на пути деструктивно настроенных субъектов, но не всегда выручают. Да и несмотря на наличие SLA, сбои в работе SaaS-программ могут парализовать деятельность предприятия, увеличить затраты на оплату интернет-канала, в том числе и с мобильных устройств пользователей.

Большинство решений SaaS имеет пробный бесплатный режим эксплуатации, что, с одной стороны, позволит сэкономить бюджет, а с другой — создает дополнительную нагрузку на специалистов служб ИТ. Для выполнения ряда задач сотрудники компании, включая топ-менеджеров, сами устанавливают программы на свои личные мобильные устройства, а эти решения надо поддерживать. Кроме того, могут быть SaaS решения под iOS и не быть под Windows и Android.

Следующая трудность — резервное копирование и восстановление данных, находящихся в различных хранилищах, предоставляемых поставщиками услуг, такими как One Drive от Microsoft, Google Disk и т. д. И сотрудникам ИТ-служб необходимо знать, кто, что и где хранит. Оборотной стороной медали является то, что можно иметь резервную копию в облачном хранилище, предоставляемым по умолчанию поставщиком решений SaaS (например, для корпоративных тарифов Office 365 Microsoft предоставляет 1 Тбайт дискового пространства).

Часть сервисов, например проведение видео- и аудиоконференций, системы корпоративного обучения, целиком переходят на SaaS. Разворачивание подобных систем на собственных ресурсах очень дорого как с точки зрения стоимости программного и аппаратного обеспечения, так и оплаты труда специалистов, осуществляющих поддержку данных решений.

Надо менять Destroy and Recovery plan — план восстановления после отказов. С одной стороны, SaaS позволит очень быстро восстановить функционал, необходимый для работы пользователей, с другой — в таком случае проблемы информационной безопасности выходят на первый план. Надо обеспечить защиту конфиденциальной информации.

Высокий уровень зрелости технологии

В заключение хочу отметить, что технологии вышли на очень зрелый уровень, приведу выдержки из статьи «Умная» диагностика самолетов: проактивность из облака и новый трансформационный продукт»:[2] «Интеллектуальные сервисы аналитики помогают решить важную задачу авиакомпаний — эффективного расхода топлива. На его потребление влияют множество факторов: маршрут полета, погода, состояние двигателя и т. д. Известно, например, что чистый двигатель расходует меньше, однако обеспечить его промывку достаточно затратно. Чтобы точно рассчитать интервалы, в которые необходимо проводить эту процедуру, вновь нужно проанализировать большой объем данных.

Решение, разработанное Rolls-Royce, помогает экономить до 14% топлива на взлете и посадке. Чтобы усилить эффект, компания запустила также новый продукт — сервис по обучению пилотов эффективному использованию режимов двигателя на основании данных их полетов».

«Большие самолеты генерируют гигабайты данных в час, которые нужно обрабатывать и анализировать, — говорит Ник Фаррант, старший вице-президент Rolls-Royce. — Научившись работать с этой информацией, мы предлагаем новые подходы к диагностике и обслуживанию авиатехники. В авиации очень жесткие стандарты, и ни одна компания не пойдет на риск, если вероятность аварии будет даже 0.001%.

Естественно, надо делать разумный выбор между ПО, которое устанавливается на компьютер и SaaS.




[1] http://izvestia.ru/news/682643


[2] http://azure.cnews.ru/articles/2017-03-21_umnaya_diagnostika_samoletov_proaktivnost_iz_oblaka_i_novyj



Теги: SaaS, облачные технологии

Горячие темы: Дерево решений

Журнал IT-Manager № 05/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе

Роберт Киракосян

Роберт Киракосян

генеральный директор ООО «К2 – ТЕХНО», член клуба 4CIO


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме
Другие материалы рубрики

Также смотрите

Журнал IT-Manager: № 10/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Мероприятия

<<<< Декабрь >>>>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567