Профессиональный стандарт. Взгляд разработчика

Профессиональный стандарт. Взгляд разработчика
Марина Аншина | 25.12.2014

Уж сколько лет профессионалы ломают копья на предмет, нужны ли стандарты. Противники приводят в пример «плохие» с их точки зрения стандарты, замедлившие, опять же с их точки зрения, развитие отрасли. Защитники азартно рисуют апокалиптическую картину всеобщего хаоса, в который может погрузиться мир, лишенный стандартов.

Как вы понимаете, я придерживаюсь второй точки зрения. Один из последних полученных мной доводов противников стандартов, неудовлетворенных стереотипной раскладкой клавиатуры QWERTY, привел меня к прямо противоположному выводу. А что бы было, если раскладки клавиатур были разными? Пусть уж лучше Qwerty... Впрочем, не уверена, что этот пример точно отражает ситуацию, поскольку дальше речь пойдет не о технических стандартах, а о профессиональных, область использования которых совсем другая.

Думаю, во многом неприятие стандартов связано с неумением или нежеланием их готовить, то есть применять. Потому что стандарт — один из инструментов современного руководителя, но от того, что он есть, ничего в деятельности конкретного начальника может не меняться. А если его использовать неправильно, то действительно появляется шанс привести организацию если не в тупик, то в очень узкий переулок. И двигаться в таком переулке ей будет трудно.

Отдельно о профессиональных стандартах. Они нужны хотя бы для того, чтобы соединить на единой основе:

· тех, кому нужны сотрудники соответствующих профессий;

· тех, кто их ищет как внутри компании, так и вне ее;

· тех, кто их обучает;

· самих сотрудников, как потенциальных, выбирающих профессию, так и профессионалов, заинтересованных в самоопределении и дальнейшем развитии.

Любую профессию и особенно в ИТ, как в молодой и быстро развивающейся области, все эти стороны могут представлять по-разному. Что, как вы понимаете, порождает множество конфликтов, неприятностей, недоразумений, стрессов и необоснованного расхода нервной энергии, времени и денег. Так не лучше ли посвятить определенное время разработке и согласованию единого стандарта, который устроит все стороны? Пусть он окажется неидеальным, пусть отражает только нынешний период развития отрасли. Кто сказал, что стандарт — вещь закостеневшая? Наоборот, стандарт, как и осетрина, не бывает второй свежести. На фоне постоянного развития ИТ стандарт несомненно станет меняться, надеюсь, совершенствуясь. Но одно неизменно: его необходимо разработать, широко обсудить с представителями всех заинтересованных сторон, как и положено современному стандарту, и только после этого принять соответствующим государственным органом (в данном случае — Минтрудом России).

Возможно, все это еще в большей мере касается профессии менеджера по ИТ (или руководителя по ИТ). Ведь до сих пор многие видят в данной роли хорошего системного администратора с некоторым опытом формирования бюджета. Вот почему организации стонут от своих ИТ-руководителей, кадровые агентства жалуются, что не знают, кого искать на рынке труда, претенденты на позицию не всегда понимают, что от них требуют и чему надо учиться. А учебные программы приобретают эклектичный характер, и освоить их могут разве что гении.

Основа стандарта

23 октября 2014 года был утвержден государственный стандарт Российской Федерации «Менеджер по информационным технологиям». Стандарт был разработан, обсужден и согласован в рамках поручения Президента Минтруду России по разработке 800 профессиональных стандартов в соответствии с подготовленными министерством шаблоном и процедурами. Документ проходил широкое публичное обсуждение в социальных сетях, на вебинарах и семинарах, на сайтах Минтруда, АПКИТа и на специализированных сайтах ИТ. Все полученные замечания были проанализированы, и в отчете по разработке стандарта по каждому замечанию, не вошедшему в окончательную версию стандарта, приведены обоснования позиции рабочей группы. Текст стандарта доступен по ссылке http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps663751.

Рабочая группа стремилась прежде всего обеспечить системный подход к деятельности ИТ-руководителя. Для этого мы подготовили таблицу, по строкам которой отображаются области деятельности, а по столбцам — уровни (масштаб) руководства. Окончательный вариант этой таблицы представлен в таблице.

В крайнем правом столбце приведен шаблон для трудовых действий, далее спроецированных на каждый уровень и конкретизированных. Как видно из таблицы, мы выделили четыре уровня: от менеджера по ресурсам, чьими должностями могут быть, например, начальник вычислительного центра или начальник отдела поддержки баз данных, до менеджера по ИТ-инновациям, имеющего должность, в частности, директора по ИТ и инновациям или заместителя генерального директора по развитию. В этом мы придерживались международного подхода, в том числе Европейской рамки компетенций, в которой для профилей управленцев в ИТ определены именно эти семейства. Мы исходили из того, что другие профили руководителей ИТ, а именно - профили «менеджер по качеству в ИТ», «менеджер по информационной безопасности бизнеса» и «менеджер ИТ-проектов» описаны (последние два) или будут описаны (первый) в других профстандартах.

Еще на один пункт следует обратить внимание — трудовые действия в области управления «Отношения». Здесь на разных уровнях определяются взаимоотношения с различными группами заинтересованных лиц. Так, в те действия, которые должен обеспечить менеджер по ИТ для этой области, входят повышение компетенций в сфере ИТ заинтересованных лиц, а также контроль подобных взаимоотношений и обеспечение их прозрачности.

Спорные моменты разработки стандарта

Хочу отметить основные моменты, вызвавшие наиболее бурную реакцию при обсуждении стандарта.

Во-первых, это - появление инновационного уровня. Многие спрашивали, где вы видели руководителей ИТ такого уровня. Возможно мне повезло больше других, но я знаю руководителей, вполне соответствующих требованиям, заявленным в нашем стандарте, и занимающих аналогичные должности. Кроме того, хотя стандарт должен и может пересматриваться, написан он не только для текущего момента, но и на определенную перспективу. А тенденция развития ИТ направлена на расширение роли ИТ как двигателя инновационного развития компании. Да и мировому тренду такая роль ИТ полностью соответствует. Зачем же плестись в хвосте у других стран?

Второй момент – это отсутствие в явном виде трудовых действий, связанных со специфическими областями ИТ-деятельности: системным и сетевым администрированием, администрированием БД, разработкой и внедрением ПО.

Начну издалека, почти с философского вопроса: может ли руководитель ничего не понимать в том, чем управляет? Немного переиначив закон Спенсера для информации, отвечу:

· Средний руководитель может успешно управлять областью, в которой прекрасно разбирается, а именно благополучно выполнял все роли сотрудников, которыми руководит.

· Сильный руководитель способен успешно возглавить коллектив в той области, где имеет хорошие общие знания, то есть если применять к компетенциям модель гребешка (предложенную ныне покойным, к сожалению, А. В. Коротковым), у него достаточно длинные «зубья» по направлениям деятельности в этой области.

· Гениальный руководитель может успешно управлять тем, в чем вовсе не разбирается.

Так что, если вы гений или рассчитываете на гениев — вперед. И никакие стандарты не нужны. Однако при пристальном рассмотрении можно увидеть в нашем стандарте требования этих специальных компетенций. Я имею в виду три первые области (три первых строки) приведенной таблицы. Формировать цели, организовывать и контролировать их достижение невозможно без наличия соответствующих компетенций.

Третий момент - требование высшего образования для менеджера по ИТ. Возможно, для вас очевидно, что любой руководитель, как правило, должен иметь высшее образование. И ИТ-руководитель не исключение. Тогда можете не читать дальше. Довод тех, кто выступал против требования наличия высшего образования у менеджера по ИТ, состоял в том, что таким образом мы отрезаем путь к руководству ИТ способным и грамотным специалистам, по разным причинам не получившим высшего образования или не окончившим вуз. Однако любой стандарт не догма, а руководство к действию. Исключения есть и будут. Я сама знаю несколько весьма успешных руководителей, не обремененных дипломами. Да и Билл Гейтс, как и множество других известных личностей в ИТ (и не только в ИТ), диплома, как известно, не имеет. Но, как говорится, исключения лишь подтверждают правило. И гениям закон не писан, как следует из вышеприведенного закона.

В заключение

Итак. Всем противникам стандарта. Разрабатывайте свой новый стандарт, свободный от недостатков того, который разработали мы, а я, как и другие члены нашей рабочей группы, поделюсь опытом, как его обсудить, согласовать и утвердить в соответствии с международными и отечественными нормами.

Всем, кто хочет и может его использовать. Берите его за основу для создания корпоративного стандарта, подготовки должностных инструкций менеджеров по ИТ, формирования профиля руководящих должностей, для поиска и аттестации специалистов, для их развития и мотивации.

Считаю, само появление стандарта свидетельствует, что такая деятельность, как управление ИТ, выходит в России на новый виток. А каким он будет, зависит от нас с вами.

Таблица. Трудовые действия менеджеров по ИТ
img

Журнал IT-Manager    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Марина Аншина

Марина Аншина

Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров.
Руководила службой ИТ, подразделениями ПО и системного администрирования в ряде российских и иностранных предприятий, работала руководителем проектов, ведущим программистом и системным администратором в России и в США.
Автор книги «Технология создания распределенных систем» (совместно с А. Цимбалом), «Питер», 2003 г., переводчик книги «CORBA 3» «Малип», 2002 г., технический редактор книги «Основы CORBA» «Малип», 1999 г.
Автор и преподаватель курсов «Strategic Information Management» (Школа Бизнеса МГУ), «Корпоративная Архитектура» (программа МВА для CIO в Школе ИТ-менеджмента), «Реинжиниринг бизнес-процессов» (программа МВА в АНХ при Правительстве РФ), разработка стратегии ИТ (ТМКонсалт) и других.
Автор множества статей по тематикам стратегии ИТ и архитектуры предприятия, оценки эффективности ИТ и управления проектами ИТ, технологии CORBA.
В 2004 г. прошла стажировку по теме «Стандарты в области ИТ» по программе SABIT Министерства Торговли США.
Имеет диплом с отличием Российско – бельгийской программы EMBA (2008 г.), международный сертификат по управлению проектами GAPPS (2008), сертификаты MCSE и MCDBA.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

Основа современного мира — скорость. Если компания хочет остаться на плаву или паче чаяния быть в лидерах — она вынуждена принимать вызов высокого темпа. В противном случае останется на заведомо проигрышных позициях.
В жаркие летние дни проблема выбора кондиционера становится очень актуальной как для домашних, так и для корпоративных пользователей.

Мероприятия


08.09.2016
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания Event House приглашает Вас принять участие во втором Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT-Forum»! Промышленная автоматизация на предприятии – важная область, которой уделяется повышенное внимание. Использование информационных технологий - один из немногих технологически и экономически выгодных способов повышения эффективности подготовки производства. На современных предприятиях автоматизируются по максимуму все возможные участки работ. Новый взгляд на проблемы и тенденции информационных технологий в области промышленной автоматизации будут рассмотрены на II Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT Forum»

22.09.2016
24 июня 2016 года Госдумой шестого созыва был принят законопроект «Антитеррористический пакет» Яровой, который назван одним из самых резонансных. Существенная часть законопроекта призвана регулировать деятельность телекоммуникационных и интернет компаний. Согласно документу, операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик. Как законопроект повлияет на рынок? Смогут ли крупнейшие интернет-компании отстоять свою позицию? Готово ли государство прислушиваться к мнению бизнеса? На конференции Право.ru участники обсудят скрытые и явные угрозы «пакета Яровой», а также о другие законодательные изменения.