Наведение порядка

Наведение порядка
Марина Аншина | 22.10.2014

Как вы лодку назовете... Сказали «кризис», значит надо потуже затянуть пояса, пригнуть голову (а лучше зарыть ее в песок) и приготовиться к неприятностям. А уж если говорить про ИТ, то про них вообще в этот сложный период лучше забыть. Но не получается, да и не получится. Потому что пока есть хоть один клиент, его не лишишь тех сервисов, которые он привык получать. А пока есть хоть один сотрудник, его не заставишь работать по-старому, без компьютеров — он просто не сумеет. Ведь не посадишь же бухгалтеров снова за счеты, в самом деле.

Так что хочешь не хочешь, придется уже в который раз думать, как же и волков накормить, и овец не потерять. Другими словами, и сервис не уронить, и деньги сэкономить.

То, что это происходит не в первый раз — хорошо. Прежде всего, не так страшно. Да и в прошлые кризисы что-то удалось понять и сейчас самое время припомнить и использовать имеющиеся наработки. Конечно не впрямую, поскольку ситуация уже другая: и ИТ выросли, и применять их стали шире и зачастую иначе. Но как информацию к размышлению. А ведь даже премудрый Штирлиц без нее не обошелся.

Кризис 2008 года показал, что в трудной финансовой ситуации далеко не все компании бросаются урезать ИТ-бюджеты. Некоторые, кто порезвее и половчее, наоборот, бюджеты увеличивают. Этот парадокс имеет вполне простое объяснение:

· Небольшое повышение ИТ-бюджета, при разумном его расходовании, может принести компании существенную экономию, потраченные средства намного превышающую.

· ИТ-бюджеты многих российских компаний настолько малы по отношению к другим расходам, что их увеличение не оказывает серьезного влияния на результаты финансовой деятельности компаний.

· Правильно организованное предоставление ИТ-сервисов, возможное при небольшом разовом повышении бюджета, позволяет значительно сократить затраты на них. И, если это сокращение никого не интересовало в стабильный период, да и заняты были другим, то теперь самое время экономить на мелочах, «клевать по зернышку».

Задачи технологий

Другой полезный опыт, который удалось вынести из прошлых кризисов, — необходимость в разумной позиции ИТ-директоров. Неоднократно слышала, как ИТ-директора с пеной у рта отстаивали нерушимость своих бюджетов, ФОТ, численность ИТ-персонала и прочие, несомненно важные принципы, имеющие, однако, смысл только в условиях здорового и полноценного развития компании. А когда речь идет о выживании, подобная точка зрения не может не раздражать не только руководство компании, но и всех ее сотрудников и связанных с нею лиц. В общем, как мне кажется, от вопросов, как сохранить ИТ-бюджет, надо переходить к вопросам о роли ИТ в кризис, о том, как помочь компании преодолеть его с минимальными потерями и приготовиться к неизбежному новому витку развития. Потому что, когда все рванут, что-то делать будет поздно.

Как ни парадоксально, но именно в кризис стратегическая роль ИТ возрастает, и ИТ-директора, этого не понимающие, находятся в заведомом проигрыше.

Неизбежные задачи в текущей ситуации:

· Выявление и предоставление бизнесу возможностей использования ИТ для сокращения расходов, повышения производительности труда, поиска новых путей укрепления позиции на рынке. При этом кризис не должен толкать ИТ-директора не только на ложь, но и на некоторые, раньше вполне простительные преувеличения. В частности, хорошо бы помнить, что автоматизация бизнес-процессов далеко не всегда снижает затраты на персонал: штат теперь нужен меньший, но он должен быть более квалифицированным. А это может оказаться дороже для компании.

· Пересмотр ИТ-бюджета с точки зрения его сокращения.

Совершенно очевидно, что в такой момент надо отказаться от всех «бантиков» и «цветочков», как бы нам ни хотелось украсить ими ИТ. А именно, тратить бюджет на консалтинг с замахом на будущее развитие или покупку дорогостоящих ИТ-инструментов для автоматизации собственной деятельности ИТ не стоит. Надо пересмотреть портфель ИТ-проектов и отказаться от продолжения:

· тех проектов, результат которых в кризис потерял значение для компании с учетом текущей ситуации;

· дорогостоящих проектов, требующих крупных инвестиций и вынуждающих компанию замораживать средства на длительный срок;

· проектов с высокой степенью риска, поскольку рисковать сейчас особенно опасно.

Кроме того нужны организационные изменения и пересмотр модели управления.

Разумная оптимизация

Компанию, где я работала в прошлый кризис, он подтолкнул к централизации ИТ, к выводу ИТ на инсорсинг, что позволило существенно снизить затраты и при этом не ухудшить, а даже улучшить уровень сервиса. Да, нам пришлось провести сокращения персонала. Да, в кризис, это особенно тяжело, поскольку не всегда понятно, найдут ли и как быстро увольняемые новое место работы. Но, положа руку на сердце, увольнения в разумном объеме происходят и должны происходить не только в данный период. Важно сделать это наиболее безболезненно для увольняемых сотрудников, максимально помочь им в поиске другой работы. В нашем случае часть специалистов была переведена на договор подряда, что позволило им продолжить деятельность в нашей компании и получать пусть и меньший, но стабильный доход, а компании — продолжать пользоваться их знаниями и компетенциями.

В моей практике был случай, когда в кризис всем сотрудникам начисляли урезанную зарплату. А после изменения ситуации выплатили «все долги».

Я не призываю всех переходить на новые модели управления и мотивации, прошу только задуматься о возможностях разумной оптимизации своей деятельности.

К примеру, аутсорсинг хорош тем, что наглядно позволяет компании привязать качество сервиса к затратам на него, а заказчику относительно гибко переходить от одного уровня сервиса к другому — как от лучшего к худшему, так и наоборот. Хотя, конечно, гибкость зависит от провайдера и, выбирая его, это надо учитывать.

В кризис просто необходимо навести порядок. Потому что это как дома, так и в работе помогает:

· найти полезные вещи, которые были отложены по причине ненадобности, а теперь вполне могут пригодиться;

· упростить поиск и использование нужных вещей;

· выполнять все действия быстрее, эффективнее и прозрачнее.

В случае с ИТ наведением порядка я называю прежде всего внедрение процессов управления конфигурациями и управления изменениями, если они, конечно, не были внедрены. А если и были, то в ITIL есть еще много процессов, реализация которых заметно повышает эффективность обслуживания.

И еще одно простое соображение. ИТ пронизывают всю деятельность любой современной компании. Сохраняя разумный и спокойный подход, ИТ-директор и все ИТ-подразделение смогут существенно повлиять на общий климат в коллективе. На фоне нестабильности и ухудшения финансового положения простые действия, такие как внедрение удаленного доступа, single sign-on или написание и распространение инструкций по работе с корпоративной АС, помогают сотрудникам пережить тяжелые времена.

Кризис — это период, когда ИТ действительно способны оказать существенную помощь своим организациям, их руководству и рядовым специалистам. И потому не стоит переживать, а нужно начать делать то, что давно пора — становиться полноправным участником бизнеса и деятельности собственных предприятий.

Журнал IT-Manager    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Марина Аншина

Марина Аншина

Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров.
Руководила службой ИТ, подразделениями ПО и системного администрирования в ряде российских и иностранных предприятий, работала руководителем проектов, ведущим программистом и системным администратором в России и в США.
Автор книги «Технология создания распределенных систем» (совместно с А. Цимбалом), «Питер», 2003 г., переводчик книги «CORBA 3» «Малип», 2002 г., технический редактор книги «Основы CORBA» «Малип», 1999 г.
Автор и преподаватель курсов «Strategic Information Management» (Школа Бизнеса МГУ), «Корпоративная Архитектура» (программа МВА для CIO в Школе ИТ-менеджмента), «Реинжиниринг бизнес-процессов» (программа МВА в АНХ при Правительстве РФ), разработка стратегии ИТ (ТМКонсалт) и других.
Автор множества статей по тематикам стратегии ИТ и архитектуры предприятия, оценки эффективности ИТ и управления проектами ИТ, технологии CORBA.
В 2004 г. прошла стажировку по теме «Стандарты в области ИТ» по программе SABIT Министерства Торговли США.
Имеет диплом с отличием Российско – бельгийской программы EMBA (2008 г.), международный сертификат по управлению проектами GAPPS (2008), сертификаты MCSE и MCDBA.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

При подборе персонала в профессиях, доступных всем, «опытность» кандидата является ключевой характеристикой, а в профессиях, доступных избранным, «опытность» не является ключом, и все определяют другие признаки.
Около года назад я прочитал о необычной компании, показывающей результаты, которых я не видел во времена самых растущих рынков. Вот несколько фактов: она растет на 100% в год без оглядки на окружающую экономическую реальность.

Мероприятия


08.09.2016
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания Event House приглашает Вас принять участие во втором Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT-Forum»! Промышленная автоматизация на предприятии – важная область, которой уделяется повышенное внимание. Использование информационных технологий - один из немногих технологически и экономически выгодных способов повышения эффективности подготовки производства. На современных предприятиях автоматизируются по максимуму все возможные участки работ. Новый взгляд на проблемы и тенденции информационных технологий в области промышленной автоматизации будут рассмотрены на II Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT Forum»

22.09.2016
24 июня 2016 года Госдумой шестого созыва был принят законопроект «Антитеррористический пакет» Яровой, который назван одним из самых резонансных. Существенная часть законопроекта призвана регулировать деятельность телекоммуникационных и интернет компаний. Согласно документу, операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик. Как законопроект повлияет на рынок? Смогут ли крупнейшие интернет-компании отстоять свою позицию? Готово ли государство прислушиваться к мнению бизнеса? На конференции Право.ru участники обсудят скрытые и явные угрозы «пакета Яровой», а также о другие законодательные изменения.