Оптимизация с плюсом

Оптимизация с плюсом
Григорий Рудницкий | 04.06.2014
Информационные технологии помогают бизнесу не только двигаться вперед семимильными шагами, но и сокращать издержки, увеличивать прибыль, чтобы в будущем сделать рывок, обогнав всех конкурентов. Компания «СПАР-ритейл», российский партнер международной розничной сети SPAR International, находится именно на такой стадии. Чего уже удалось добиться, а что еще планируется сделать, нам рассказал ее директор по ИТ Михаил Красавин. 

Что сегодня является ключевым направлением работы ИТ в вашей компании?

В любой компании, как и у любого человека, бывают периоды интенсивного движения вперед, а бывают моменты, когда нужно остановиться, взглянуть на пройденное и оптимизировать уже сделанное. Наша компания как раз находится на такой стадии. Мы стали открывать меньше магазинов, чтобы повысить прибыльность нашей операционной деятельности. Разумеется, и ИТ пошло по такому пути. Это касается как поддержки бизнес-процессов, так и тех изменений, которые мы можем осуществить внутри компании. За девять месяцев мы провели работу по всем направлениям, за которые отвечает ИТ, — связь, магазины, распределительный центр, ERP-система. По каждому из этих направлений мы запланировали необходимые изменения, а их нужно было осуществить в соответствии с потребностями бизнеса. Не всегда мы все брали на себя, иногда привлекали внешних подрядчиков. Работа была проведена немалая, но результаты оказались потрясающими. В итоге мы смогли сократить затраты на 35–40 процентов. Но не просто снизили издержки, а еще и улучшили уровень сервиса. Приведу пример. Наш интернет-провайдер предложил нам на тендер новые услуги, которые оказались дешевле на 30 процентов. При этом скорость соединения была увеличена в четыре раза. Были проведены работы по дублированию каналов, поскольку в наших магазинах в офлайновом режиме могут работать только кассовые аппараты. Если один канал выходит из строя, тут же подключается резервный. Мы заключили SLA, не слишком мягкий, но и не слишком жесткий. Благодаря ему мы посредством мониторинга ежемесячно контролируем все показатели, закрепленные в соглашении. В случае нарушения мы получаем компенсацию с поставщика услуг. То есть сократили издержки и получили сервис такого уровня, который будет нас устраивать еще на протяжении нескольких лет. То же самое сделали и в области телефонии, однако сэкономили еще больше — до 70 процентов операционных расходов. 

Многое было сделано и в наших магазинах. Мы заменили старые персональные компьютеры тонкими клиентами под управлением ОС Linux, сэкономив, с одной стороны, на лицензионных отчислениях компании Microsoft, а с другой — уменьшили издержки, связанные с бесконечным ремонтом оборудования и выездами специалистов. В каждом из наших магазинов раньше было установлено по четыре сервера, а сейчас остался только один.

 В более старых магазинах и оборудование было устаревшим, а в более новых, соответственно, более современным. Мы отовсюду убрали по три лишних сервера, поэтому в старых магазинах смогли обновить оборудование, взяв его из излишков. Новое оборудование и обслуживать дешевле, поскольку оно реже выходит из строя. А в тонких клиентах и вообще нечему ломаться, при этом они потребляют минимум электроэнергии, в отличие от ПК. Также нам удалось сократить целый класс оборудования — источники бесперебойного питания. Наконец, мы минимизировали такую неприятную проблему, как воровство комплектующих сотрудниками. 

Немалой статьей расходов являются принтеры и их поддержка. Причем данный процесс бесконтрольный, менеджмент магазинов не обладает достаточной квалификацией для этого. Никто не мог сказать, почему в один магазин в течение месяца требуется пять картриджей, а в другой — 15. Нам удалось решить проблему, внедрив технологию покопийной печати с помощью нашего партнера, компании Konica-Minolta. Теперь заявки на обслуживание принтеров уходят не к нам, а к нашему подрядчику. Процесс стал прозрачным. Я вижу, сколько и в каком магазине делают копий. Если где-то будут копировать и печатать заметно больше, мы проводим разъяснительную работу. В итоге затраты сократились в несколько раз, поскольку процесс стал контролироваться уже двумя компаниями — нами и подрядчиком. Он тоже заинтересован в том, чтобы его оборудование эксплуатировалось в нормальном режиме, ведь с ним тоже заключено SLA. Итак, я получаю информацию о финансовых расходах по всем нашим объектам. 

Как вы перераспределяете ресурсы, освободившиеся в ходе оптимизации? Готовите ли вы их для будущего рывка на рынке?

Все работы, проведенные внутри ИТ, делались самостоятельно, без внешнего аудита и консалтинга. В то же время наша компания хочет увеличить операционную прибыльность. Идет поиск эффективных бизнес-процессов. Любой бизнес-процесс в ретейле подразумевает изменения программных продуктов и парка ИТ-оборудования. Все, что мы сэкономили на операционных издержках, можно во что-то реинвестировать. К примеру, у нас раньше не было весов самообслуживания. Бизнесу необходимо в определенных отделах магазинов иметь эти весы. Соответственно, мы реинвестируем наши бюджеты и снабжаем магазины нужной техникой. Проще говоря, мы не только сокращаем расходы, но и совершенствуем качество обслуживания наших покупателей. Также реинвестируем сэкономленные средства в развитие ERP-системы. В любой розничной компании основными бизнес-процессами являются продажа в торговом зале, приемка товара, обслуживание ассортимента, ценообразование, договорные условия. Все это тоже подвергается переформатированию и требует реинвестирования средств. 

По каким принципам строятся взаимоотношения ИТ и бизнеса в вашей компании?

Важный вопрос. От взаимопонимания между ИТ и бизнесом зависит многое, и эффективность внедрения новых процессов в том числе. Время диктует бизнесу новые условия, а если бы ИТ сидели в сторонке и занимались своими вопросами, не работали бы в интеграции с бизнесом, это был бы аморфный элемент, представляющий собой серьезную проблему для бизнеса. И мы давно научились не только говорить на одном языке, но и слышать друг друга. У нас очень тесное сотрудничество со всеми подразделениями, как основными, так и вспомогательными. 
Я считаю, что мы, ИТ, должны не только обслуживать бизнес и выполнять его указания, но и самостоятельно искать и предлагать лучшие решения проблем, стоящих перед ним. Мы изучаем лучшие практики российского и мирового ретейла, принимаем во внимание аргументы бизнеса, вместе с ним подсчитываем экономические составляющие, а затем реализуем со скоростью, соответствующей приоритетам. Допустим, одно изменение даст нам сто рублей прибыли в месяц, а второе — удвоит продажи продукции собственного производства. Разумеется, второе окажется более приоритетным, чем первое. 
У нас с бизнесом партнерские отношения. Конечно, все пожелания всех подразделений мы удовлетворить не можем. Но если есть что-то важно для бизнеса, мы это воплощаем совместными усилиями.

Используется ли при взаимодействии ИТ и бизнеса проектный принцип?

Вообще у нас не очень большая компания. Проектного офиса как такового у нас нет, но проектами занимается специально выделенный для этого сотрудник. Когда несколько подразделений заинтересовано в проекте, данный сотрудник подключается. Если проект требует инвестиций, он рассматривается на инвестиционном комитете. В первую очередь решается вопрос — делать или не делать. Затем устанавливаются достаточно оптимистичные сроки, которые учитывают в том числе и те проекты, которыми мы занимаемся и которые можно «подвинуть», если новый проект является приоритетней для бизнеса. Если инициатива не рассматривается на инвестиционном комитете, ее значимость определяется по критериям. Дальше в соответствии с приоритетом они ставятся в пул наших задач. Ежемесячно мы пересматриваем приоритеты и сроки. Вопросы, связанные с инвестициями, мы рассматриваем как сами, так и с привлечением внешних консультантов. 

Находят ли отражение в вашей стратегии новые веяния ИТ-рынка, такие как облака, социальные ресурсы, корпоративная мобильность?

Мы не гонимся за модой, но современные решения оказываются наиболее эффективными. Облака, к примеру, помогли нам закрыть проблемные участки, в частности почту. Мы перевели все наши почтовые аккаунты на Microsoft Office 365, что позволило решить целый ряд проблем, одна из которых — недовольство пользователей работой электронной почты. Существенно снизилась нагрузка на ИТ. Нам не нужно уже заниматься безопасностью и администрированием системы, инвестировать в инфраструктуру. А для сотрудников переход на облачную почту оказался максимально прозрачным. Они получили инструмент с уже привычным интерфейсом. Сейчас мы начинаем проект по внедрению корпоративной социальной сети на базе Microsoft Yammer. Дело в том, что у нас есть ряд процессов, для которых нужен подобный инструмент, а облачное решение не требует ни капитальных вложений, ни консалтинга. Мы планируем с его помощью решить задачи по управлению персоналом, по реализации эффективных коммуникаций внутри компании и целый ряд других. Наши магазины должны почувствовать, что они не одни, что мы работаем для них. В итоге должен быть создан корпоративный портал с элементами форума и общения. 

Сегодня ваша компания сокращает издержки, увеличивает операционную прибыль. Что будет дальше? Готовы ли ИТ к новому повороту бизнеса?

Могу сказать, что мы, благодаря проведенной работе по стандартизации, по всей зоне нашей ответственности, готовы к стремительному росту. Возможно, не к росту в несколько раз, но делаем все, чтобы на текущих решениях и инфраструктуре наша сеть могла свободно развиваться в течение нескольких лет. Мы занимается внедрением системы, которая должна помочь нам реализовать ITIL-подход внутри компании, не полностью, но самое важное. В июле она уже будет запущена.  К осени мы на сто процентов будем готовы к тому, чтобы встретить абсолютно любые вызовы бизнеса компании. 

Источник: IT Manager №5, 2014

Теги: инвестиции, стратегии, задачи, Модернизация ИТ-инфраструктуры

Журнал IT-Manager    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Григорий Рудницкий

Григорий Рудницкий

Историк по образованию. В ИТ-прессе – бумажной и онлайновой – с 2002 года: публикуется в изданиях, ориентированных как на домашних, так и на корпоративных пользователей. Любимые темы: гаджеты, мобильность, облачные сервисы, свободное программное обеспечение.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

При подборе персонала в профессиях, доступных всем, «опытность» кандидата является ключевой характеристикой, а в профессиях, доступных избранным, «опытность» не является ключом, и все определяют другие признаки.
Около года назад я прочитал о необычной компании, показывающей результаты, которых я не видел во времена самых растущих рынков. Вот несколько фактов: она растет на 100% в год без оглядки на окружающую экономическую реальность.

Мероприятия


08.09.2016
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания Event House приглашает Вас принять участие во втором Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT-Forum»! Промышленная автоматизация на предприятии – важная область, которой уделяется повышенное внимание. Использование информационных технологий - один из немногих технологически и экономически выгодных способов повышения эффективности подготовки производства. На современных предприятиях автоматизируются по максимуму все возможные участки работ. Новый взгляд на проблемы и тенденции информационных технологий в области промышленной автоматизации будут рассмотрены на II Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT Forum»

22.09.2016
24 июня 2016 года Госдумой шестого созыва был принят законопроект «Антитеррористический пакет» Яровой, который назван одним из самых резонансных. Существенная часть законопроекта призвана регулировать деятельность телекоммуникационных и интернет компаний. Согласно документу, операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик. Как законопроект повлияет на рынок? Смогут ли крупнейшие интернет-компании отстоять свою позицию? Готово ли государство прислушиваться к мнению бизнеса? На конференции Право.ru участники обсудят скрытые и явные угрозы «пакета Яровой», а также о другие законодательные изменения.