Дело сделано, никому не расходиться

Дело сделано, никому не расходиться
Ольга Попова | Макс Волк | 29.04.2013

Ольга Щепунова, руководитель проекта Oracle компании «Твое», уверена, что в ретейле, как и в других отраслях, на этапе ввода ИТ-решений в эксплуатацию неизбежны конфликты между бизнесом и проектной командой. Высказанные по завершении проекта претензии из разряда «я совсем не то имел в виду» и «забыл сказать, здесь нужны колонки в формате Excel» могут с уверенностью считаться системными.

Проект закончен: что дальше? Иными словами, как происходит переход проекта в процесс?

Мне знакомы как процессный подход, так и проекты подход. Поскольку я была и директором по ИТ, и руководителем проектов внедрения ERP_систем. Одним из таких проектов я руковожу сейчас в розничной сети «Твое». Предыдущий, похожий проект, был реализован в компании «Детский мир». И чем больше любой проект, тем дольше он продолжается после своего «завершения». То есть после внедрения системы и сдачи ее в эксплуатацию начинается развитие созданного решения. Продолжение проекта, его вторая жизнь после внедрения, может быть реализована внешним подрядчиком или внутренним подразделением компании-заказчика, а иногда и обоими сразу

Мой опыт связан с розницей, где проекты нередко делаются с привлечением внешнего подрядчика. В этом случае не редкость, когда по завершении работ по внедрению к заказчику переходит часть проектной команды, которая в дальнейшем занимается поддержкой. Особенно это касается бизнес-аналитиков. Но и программисты, так же как и консультанты по продукту, часто остаются на проекте. Когда проект делается внешней компанией и она же его поддерживает, важную роль приобретает центр компетенции в компании-заказчике. С этим проще всего, если в проектной группе заранее создается подразделение, сотрудники которого знают и продукт, и бизнес-процессы, и они, пусть и не в полном составе, остаются у заказчика в качестве «группы поддержки».

В другой ситуации, когда поддержка осуществляется линейными сотрудниками самого заказчика, возникает порой «разрыв в знаниях». Дело в том, что у заказчика зачастую нет серьезной компетенции по продукту. И со временем появятся вопросы: как данным ИТ-решением поддерживать наши новые бизнес-процессы? как изменять под них систему? как использовать функции, имеющиеся в программе, но ранее не задействованные? Здесь в игру должен включиться бизнес-аналитик, который должен сказать: «На данную систему мы наши процессы положим вот так». После чего подключается разработка и внедрение. То есть решение продолжает развиваться.

Так или иначе люди, обладающие знаниями о продукте и о бизнес-процессах, составляют основу центра компетенции. Создание таких центров — важный момент. Жаль, но далеко не все руководители предприятий это понимают. Центры компетенции, как и комитеты по изменениям ИТ-решений, следящие за развитием ИТ-проектов, должны быть в любой крупной компании, вне зависимости от того, было ли там серьезное внедрение или нет.

А если доработка ведется полностью своими силами?

При доработке ИТ-системы силами собственных программистов не последнюю роль играет передача знаний из разработки в сопровождение. И здесь все зависит от того, как ИТ-директор относится к этой деятельности, как он выстраивает группы внутри ИТ-подразделения. Есть схема, по которой техподдержка сама что-то дорабатывает и тут же сопровождает. В других компаниях есть четкое разделение на группу разработки и группу сопровождения. И процесс передачи четко регламентирован. В любом случае важно не забывать про процесс документирования. Для этого нередко используется отдельный программист. Надо помнить, что техподдержка должна участвовать в проекте еще до сдачи его в эксплуатацию — на этапе пользовательского тестирования, чтобы понимать, с чем придется работать, что поддерживать. Да, на момент сдачи у группы поддержки будет документация, но ее не всегда бывает достаточно.

Стоит ли заводить отдельную команду под проект?

В моей практике бывали случаи, когда под ИТ-проект выделялись отдельные люди. Они набирались в компанию с тем расчетом, чтобы в дальнейшем оказаться в центре компетенции. В одном из подобных проектов, который я в целом считаю удачным, был, тем не менее, заложен избыточное количество людей. Команду сформировали с довольно большим запасом. С другой стороны, заранее рассчитать нагрузку на проектную команду достаточно сложно.

Но чаще, во всяком случае в ретейле, где я в основном работаю, выделенной команды даже при внедрении большой ИТ-системы не предусмотрено. Есть руководитель проекта, под его началом находится проект-менеджер, который выполняет техническую роль. Это позволяет экономить средства. Но приходится мириться с тем, что сроки реализации всего проекта целиком и его отдельных этапов постоянно смещаются. Дело в том, что люди, задействованные во внедрении, выполняют и другие обязанности, кроме того, они могут участвовать в иных проектах, параллельно реализуемых в компании. Смещение сроков — один из основных рисков больших проектов, когда речь идет о замене крупной ИТ-системы.

Если внедренная система не нравится, кто виноват — программист или техподдержка?

Конфликт, обычно разгорается не между программистами-внедренцами и поддержкой, а между бизнес-пользователями и проектной командой. Именно бизнес при начале эксплуатации начнет говорить: «Я имел в виду другое» либо «Ой, а я забыл, что здесь хотел пять колонок в файле Excel». Конфликт между бизнес-пользователями и проектной командой — это неизбежно. Это системный конфликт, он всегда будет. Нужно заранее подготовить к этому руководство и разработать методику минимизации такого рода издержек.

Как понять, что лучше: внедрять и поддерживать своими силами или доверить все внешней компании?

Первое, с чем надо определиться, — стоит ли писать систему с нуля. Но сегодня такой подход — редкость. Обычно берется стандартное решение и адаптируется под нужды компании. Вопрос о том, брать ли для такой задачи сторонних разработчиков или своих решается просто — на что денег хватит. При этом к внешним подрядчикам прислушиваются, к своим — не всегда. Ибо, как известно, нет пророка в своем отечестве.

Я считаю, что оптимально, когда в проекте участвует один или несколько внутренних аналитиков, а также внешняя компания-исполнитель, которая настраивает программный продукт под нужды заказчика. В дальнейшем она либо сдает систему заказчику, либо сама остается ее поддерживать. В редких случаях для поддержки внедренной системы нанимается третья сторона. Это случается, к примеру, если подрядчик на этапе сдачи в эксплуатацию разругался с заказчиком. Такое случается.

Надо иметь в виду, что если поддержкой готов заняться сам внедренец, то от него нужно требовать не менее строгой документации, чем в любом другом случае. Тогда снижаются риски остаться привязанным к поставщику.

Стоит ли стремится ИТ-руководителю сплотить вокруг себя всех, в том числе топ-менеджеров, и рулить процессом?

Зависит от проекта — среди них бывают «чисто айтишные» проекты. Связанные с заменой серверов, к примеру. В них от «топов» нужно только согласие на финансирование. Если же это крупный бизнес-проект, сопровождающийся изменениями в ИТ-архитектуре, то у него всегда есть бизнес-заказчик. Не стоит пытаться им «рулить». Даже в случае, когда ИТ-директор первым заметил, что ИТ-система начинает не соответствовать потребностям бизнеса. Тогда его задача — привлечь на свою сторону представителей бизнес-подразделений. И влияние авторитета ИТ-директора в этом случае важно, но я полагаю, что он вряд ли должен пытаться «подмять» под себя весь проект.

Теги: управление проектами, стандарты, практики, стратегии, кейсы, задачи, решения

Журнал IT-Manager    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Ольга Попова

Ольга Попова

С 2008г. главный редактор IT Manager. В журналистике с 1986 года, правда, с перерывом на "лихие 90-е". До информационных технологий организовала несколько успешных бизнес-проектов в "Деловом Петербурге". Убеждена, что грамотный менеджер может работать в любой сфере, вне зависимости от специальности, так как ИТ-управленец мало чем отличается от управлеца-логиста. Но считаю, что именно в ИТ сейчас происходит все самое интересное.

Об авторе


Макс Волк


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

При подборе персонала в профессиях, доступных всем, «опытность» кандидата является ключевой характеристикой, а в профессиях, доступных избранным, «опытность» не является ключом, и все определяют другие признаки.
Около года назад я прочитал о необычной компании, показывающей результаты, которых я не видел во времена самых растущих рынков. Вот несколько фактов: она растет на 100% в год без оглядки на окружающую экономическую реальность.

Мероприятия


08.09.2016
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания Event House приглашает Вас принять участие во втором Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT-Forum»! Промышленная автоматизация на предприятии – важная область, которой уделяется повышенное внимание. Использование информационных технологий - один из немногих технологически и экономически выгодных способов повышения эффективности подготовки производства. На современных предприятиях автоматизируются по максимуму все возможные участки работ. Новый взгляд на проблемы и тенденции информационных технологий в области промышленной автоматизации будут рассмотрены на II Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT Forum»

22.09.2016
24 июня 2016 года Госдумой шестого созыва был принят законопроект «Антитеррористический пакет» Яровой, который назван одним из самых резонансных. Существенная часть законопроекта призвана регулировать деятельность телекоммуникационных и интернет компаний. Согласно документу, операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик. Как законопроект повлияет на рынок? Смогут ли крупнейшие интернет-компании отстоять свою позицию? Готово ли государство прислушиваться к мнению бизнеса? На конференции Право.ru участники обсудят скрытые и явные угрозы «пакета Яровой», а также о другие законодательные изменения.