Корпоративный университет на коленке

Корпоративный университет на коленке
Иван Козлов | 04.02.2016

Есть такая умная мысль: в кризис надо инвестировать в себя, то есть заниматься своим обучением. Я считаю это правильным, с той оговоркой, что заниматься обучением надо стараться всегда, а не только в кризис.

Cпроецировав эту парадигму на компанию, я решил, что пришла пора учиться и самому, и заодно всех сотрудников подучить. Или по крайней мере всех желающих. Компания у нас относительно большая и территориально-распределенная, так что для всеобщего охвата подойдет только дистанционное обучение.

Вообще тема корпоративных университетов довольно модная в последнее время, существует уже достаточное количество и компаний, на этом специализирующихся, и программных продуктов, помогающих все организовать.

Для начала в качестве области для изучения я выбрал Microsoft Excel — ведь программа известна практически всем офисным работникам, но реально понимают функционал и мощь очень немногие. Это как с мозгом: мы используем лишь 10% его возможностей. Только вот функции «Экселя» изучить проще, чем работу мозга, поэтому учить будем Excel. В Интернете полно статей и видеороликов о Excel, но никто их почему-то не смотрит, и уж тем более не читает. Соответственно, задача не просто дать людям возможность учиться, а постараться подтолкнуть их к этому.

Берем две пустые пластиковые бутылки...

Посмотрев различные системы дистанционного обучения, я не нашел такую, с которой вот прямо захотелось бы работать. В большинстве своем они супергибкие, и надо потратить кучу времени, чтобы оно хоть как-то заработало, а чтобы этим хотелось пользоваться — надо потратить вдвое больше. Либо надо потратить кучу денег, чтобы кто-то все подготовил для тебя. Может, конечно, я плохо искал, но, с одной стороны, не хотелось усложнять, а с другой — бюджета на это всеобщее обучение выделено не было. Задача сформировалась следующим образом: максимально использовать имеющиеся и привычные инструменты и минимизировать затраты на весь этот «проект». Только в случае «разумных затрат» руководство согласилось на подобный эксперимент.

Я решил использовать для обучения повсеместно распространенный у нас Microsoft Lync (теперь Skype for Business ). Главное, никаких внешних решений — не надо ничего устанавливать на компьютеры сотрудников. И отлично реализован режим презентации, который раньше назывался Live Meeting, потом Lync-meeting, а теперь, вероятно, skype-meeting. И еще плюс: наш лектор, например, обходился без корпоративного скайпа и подключался с помощью бесплатного skype web app. И никаких проблем не возникало — он отлично демонстрировал рабочий стол, звук хорошего качества, тормозов и зависаний не наблюдалось. Единственное, меня сначала смутило ограничение на число подключений (на сколько я понял из документации, рекомендуется не более 250 пользователей в сессии), но, как оказалось, зря. Я рассчитывал, что все захотят учиться. Ну как же, бесплатно, практически без отрыва от работы — вставил наушники и смотри лекцию и задавай вопросы, если хочешь. Но более чем из четырех сотен сотрудников, работающих на ПК в нашей компании, на первую лекцию пришло около 70 слушателей, а в дальнейшем среднее количество подключений было примерно 30–40.

Тут необходимо упомянуть, что я специально организовывал две сессии по каждому уроку в утренние и вечерние часы, чтобы сотрудники могли выбрать удобное для себя время. То есть 40 утренних плюс 30 вечерних, значит, приблизительно 70 человек регулярно посещали лекции. То есть около 20% от общего штата пользователей. Интересно, это те самые 20% из правила Парето?

Впрочем, я немного забегаю вперед. А вначале, для того чтобы все это организовать, требовался лектор, который, с одной стороны, хорошо знает продукт, а с другой — может свое знание правильно донести и заинтересовать аудиторию.

Побродив по компаниям, специализирующимся на обучении, я загрустил, потому что цены, которые они запрашивали за дистанционное преподавание, не сильно отличались от цен очного обучения, и при перемножении на общее количество сотрудников (а на тот момент про 20% я еще не знал и рассчитывал хотя бы на 50%-ную явку) цифра получалась немаленькой, и уж точно не антикризисной. Но бросать не хотелось, и решение пришло откуда не ждали. Я просто начал спрашивать у всех, нет ли у кого знакомого преподавателя по Excel, — и выяснилось, что один из сотрудников нашей 1С-франчайзи занимается компьютерными курсами для школьников. Сначала «школьники» меня насторожили, а потом я подумал, что современные школьники дадут фору большинству наших сотрудников в работе с ПК. Решили провести пробное занятие и после его окончания собрать отзывы от тестовой группы. Отзывы были важны, поскольку сама идея внутреннего обучения «Экселю» хоть и казалась здравой, но все же сомнения оставались. И отзывы показали, что люди хотят подобное обучение — и идея им нравится, и преподаватель подходит. Кроме того, в анкете был вопрос о наиболее удобном времени урока: утро, день или вечер — и вот тут голоса сильно разделились, и было принято решение каждый урок проводить два раза утром в среду и вечером в четверг с разницей в неделю. Это сделали для того, что если кто-то в командировке или отсутствует на работе, то на следующей неделе сможет посмотреть сразу два урока. И конечно, записи тоже были доступны в корпоративной сети. Но кому нужны записи, если и в «Ютьюбе» их полно...

И родителей в школу

Для дополнительной мотивации одними скайп-митингами обучение решили не ограничивать, так как известно, что при прослушивании усваивается только 10% информации. Решено было устроить домашние задания. А в чем? А в Excel и сделали. Создали документ на две странички: на первой пишутся задания, на второй — надо их выполнить, сохранить файлик и отправить преподавателю.

Вероятно, тут надо было добавить какой-то пункт с оценками и дополнительной мотивацией, поскольку домашние задания регулярно делали человек пять. Еще десять от раза к разу. Как вариант для такой нематериальной мотивации мне понравилось, что в некоторых корпоративных порталах присваивают медальки или морковки за такие мелкие достижения. И люди, насколько я понимаю, к этим морковкам стремятся. Но пока наш Sharepoint этого не поддерживает, и потому оценок не ставили, так что кто хотел — тот делал.

И третий инструмент, который я решил использовать, — система опросов, легко превращающаяся в систему тестирования. Тут мы вспомнили про Digium Enterprise, потому что он у нас куплен и умеет проводить опросы и присваивать баллы ответам, то есть создавать тесты. Если бы его не было, я думаю, найти на просторах интернетов систему для проведения тестов не трудно.

В результате при подготовке к занятию наш преподаватель готовил кроме материалов для презентации еще и Excel с домашним заданием и вопросы для теста. И просматривал домашние задания и тесты, чтобы выявить непонятные моменты и в начале следующей лекции еще раз заострить на них внимание. То есть каждая следующая лекция начиналась с вопросов-ответов по предыдущей теме.

Хау мач?

Если упомянуть о деньгах, то поскольку отношения с франчайзи у нас, как и у всех, с фиксированной почасовой оплатой, то измеряют они свою работу в часах. Подготовка одного занятия занимала 4–6 часов, плюс 2 часа на собственно онлайн-урок. Что в ценах «1С» (особенно для петрозаводской компании) совсем даже и недорого. Если перемножить ставку на часы и количество лекций, а потом поделить на число слушателей, то стоимость курса обучения одного сотрудника у нас получилась около 1500 рублей. Согласитесь, совсем немного за полный курс по Microsoft Excel 2013.

Подводя итоги, я смело могу назвать эксперимент удачным. Я сам старался присутствовать на всех лекциях, хотя слушал их «вполуха», и пока на одном мониторе шла презентация, на втором я работал. При этом хоть я и считаю, что знаю Excel достаточно неплохо, но на каждом втором уроке (после трех вводных) открывал для себя что-то неизвестное, но сокращающее время работы с таблицами Excel. Например, я не знал, что “Alt+↓” выводит список повторяющихся значений столбца и гораздо быстрее выбирать, скажем, фамилию из списка, чем вводить руками или даже копировать и вставлять. Жаль, нельзя в журнал вставить опрос «знали ли вы про альт-вниз»... И ведь таких мелочей в «Экселе» множество, и они делают работу чуть-чуть проще, а сотрудника немного эффективнее. Поэтому в планах у нас обучение по другим продуктам Microsoft Office, а также дополнительные курсы по работе с ПК. И все это не отходя от рабочего места и сразу для всех!

Теги: Менеджмент, кризис, кадры , обучение, Software

Журнал IT-Manager    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Иван Козлов

Иван Козлов

Директор по ИТ, Россия Metsa Group


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

При подборе персонала в профессиях, доступных всем, «опытность» кандидата является ключевой характеристикой, а в профессиях, доступных избранным, «опытность» не является ключом, и все определяют другие признаки.
Около года назад я прочитал о необычной компании, показывающей результаты, которых я не видел во времена самых растущих рынков. Вот несколько фактов: она растет на 100% в год без оглядки на окружающую экономическую реальность.

Мероприятия


08.09.2016
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания Event House приглашает Вас принять участие во втором Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT-Forum»! Промышленная автоматизация на предприятии – важная область, которой уделяется повышенное внимание. Использование информационных технологий - один из немногих технологически и экономически выгодных способов повышения эффективности подготовки производства. На современных предприятиях автоматизируются по максимуму все возможные участки работ. Новый взгляд на проблемы и тенденции информационных технологий в области промышленной автоматизации будут рассмотрены на II Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT Forum»

22.09.2016
24 июня 2016 года Госдумой шестого созыва был принят законопроект «Антитеррористический пакет» Яровой, который назван одним из самых резонансных. Существенная часть законопроекта призвана регулировать деятельность телекоммуникационных и интернет компаний. Согласно документу, операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик. Как законопроект повлияет на рынок? Смогут ли крупнейшие интернет-компании отстоять свою позицию? Готово ли государство прислушиваться к мнению бизнеса? На конференции Право.ru участники обсудят скрытые и явные угрозы «пакета Яровой», а также о другие законодательные изменения.