Радости и угрозы перезагрузки, или Начнем все сначала

Радости и угрозы перезагрузки, или Начнем все сначала
Марина Аншина | 02.02.2016

Перезагрузка: хорошо или плохо

Компьютер может начать самопроизвольную перезагрузку, если у него не хватает оперативки или произошел какой-то другой серьезный сбой, например он заражен вирусом.

Вирус, описанный классиком, — «охота к перемене мест» — заставляет всех нас, иногда вопреки здравому смыслу, внутренней тяге к стабильности и желанию спокойствия, постоянно искать новые возможности. Прибегая даже к такому сильнодействующему «лекарству», как перезагрузка.

Второй вариант перезагрузки ПК — надо сделать так, чтобы проведенные изменения вступили в силу. То есть изменения уже произошли, но чтобы все заработало, надо перезагрузиться. Звучит намного веселее, не правда ли?

В непростых современных условиях о перезагрузке мы слышим все чаще. Другое дело, что этим термином обычно обозначают не революционные преобразования, а вполне мирные изменения или удачно примененные давно известные приемы.

Если же говорить о реальной перезагрузке, то следует серьезно взвесить все за и против, учесть неизбежные риски и обязательно озаботиться подготовкой заинтересованных лиц. Поскольку большинству людей присущ здоровый консерватизм и ваша перезагрузка обязательно вызовет у многих яростное отрицание. А ведь им с этим жить и работать. Да и успех перезагрузки определяется тем, насколько люди сумеют научиться жить по-новому. А то ведь ПК может перезагружаться многократно или после перезагрузки стать и вовсе непригодным к использованию.

И кстати, надо не забыть «сохранить файлы и закрыть программы», как нам диктует ОС при перезагрузке ПК. То есть подвести все итоги и «закрыть счета», чтобы не подвести тех, кто от ИТ зависит. Получился каламбур, но это не нарочно.

В ИТ без перезагрузки не обойтись

Вместе с тем все мы понимаем, что положение ИТ в мире, обществе, государстве, в отдельной компании и для отдельного человека стремительно меняется. Любой современный специалист не представляет ни своей жизни, ни своей деятельности без компьютера, мобильных устройств, прикладных программ и Интернета. Работоспособность ИТ стала условием существования большинства организаций самого разного масштаба и профиля.

Но при этом средства управления ИТ практически не изменились, осознания их истинного значения на текущем этапе многими менеджерами не происходит. А потому внедрение новых технологий часто осуществляется хаотически, иногда контрабандно и, естественно, не достигает тех результатов, которые планировали и которые можно получить.

Возникает замкнутый круг: из-за недооценки ИТ управлению ими не уделяется должного внимания, времени и ресурсов, поэтому результаты оказываются плачевны или по крайней мере значительно скромнее, чем рассчитывали, что приводит к еще большему разочарованию в ИТ. И так далее. А замкнутые круги надо рвать. И перезагрузка несомненно может выполнить роль ножниц, чьи лезвия направлены в сторону заказчика, а кольца — исполнителя. При этом заказчик может думать, будто изменение малюсенькое, а исполнителю придется затратить на его реализацию много сил и времени. Ведь все зависит от того, где находится гвоздик, и его положение известно или должно быть известно исполнителю, хотя заказчик об этом не имеет представления.

Перезагрузка тоже изменение, но глобальное. Долго думала, с каким типом ножниц можно ее сравнить, перебирая садовые, кусачки и тому подобные. Остановилась на хирургических. Потому что перезагрузка подразумевает серьезные перемены, но позволяет избавиться от не менее серьезных проблем.

Есть много аспектов ИТ, начиная от обучения студентов в этой отрасли и заканчивая методами управления ИТ, которым в самое ближайшее время грозит перезагрузка.

Хватит выполнять роль официантов!

Я хочу остановиться лишь на слогане, который долгие годы ставили во главу угла в управлении ИТ: «Чего бизнес хочет от ИТ?». Уверена, многие из вас читали одноименную книгу*[1], возможно, даже помнят, что бизнес от ИТ хочет лидерства и продвижения инноваций. На самом деле любой слоган имеет довольно серьезное значение. Если он растиражирован, то его последствия можно найти и в стратегии развития, и в операционной деятельности, и даже в оргструктуре и системе мотивации персонала.

Почему-то в последнее время вышеприведенный девиз перестал меня радовать. Я так и представляю согнувшегося в поклоне айтишника, который, заискивающе заглядывая в лицо бизнесу, спрашивает: «А что вы от меня хотите?» По-моему, с учетом развития и проникновения во все области деятельности организаций, ИТ пристало занять более активную позицию. И вот переход к такой активной позиции с полным правом можно назвать перезагрузкой.

Предлагаю на выбор новые девизы:

· ИТ как двигатель развития организации

· Как бизнесу лучше использовать ИТ?

· Как ИТ может привести организацию к успеху?

Попробую немного развить свою мысль. Невозможно хотеть того, о чем не имеешь представления. Новинки в ИТ появляются так быстро, что даже очень грамотный менеджер не успевает уследить за всеми, да еще разобраться, как их эффективно применить в компании. На протяжении многих лет основная проблема ИТ заключается в том, что мы постоянно спрашиваем у заказчиков: «Что вы от нас хотите?» И когда разрабатываем ИТ-системы, и когда внедряем готовое ПО, и когда создаем стратегию развития ИТ. И раз за разом с пугающим постоянством убеждаемся: сформулировать запросы им не под силу. Так, может, уже хватит спрашивать? Может, современный ИТ-менеджер сам должен быть настолько погружен в операционную и стратегическую деятельность компании, знать и понимать среду, в которой действует компания, чтобы не только предложить бизнесу варианты использования современных технологий, но и честно описать плюсы и минусы, риски и возможности, связанные с ними. А также подсчитать, сколько это будет стоить, и определить, какие выгоды компания получит в дальнейшем.

Надо вылезать из своей узкотехнической раковины и перестать занимать позицию заискивающего просителя. От пассивного ожидания распоряжений и просьб надо переходить к активному предложению того, что есть и может стать полезным.

Менеджерам по ИТ надо стремиться стать менеджерами по инновациям. Ведь не секрет — большинство сегодняшних инноваций связано с ИТ. Современная компания, не использующая передовых достижений, неизбежно окажется в хвосте паровоза. Здоровый консерватизм необходимо сбалансировать с инновационностью. И если происходит крен в сторону первого, то компании не выжить.

Перезагрузка в отношении к ИТ

Для того чтобы осуществить предлагаемую перезагрузку, мало перестроить систему образования. Важно изменить отношение к ИТ в обществе, государстве и в отдельной компании. А это дается огромным трудом, происходит намного медленнее, чем меняются участники таких отношений и что воистину является перезагрузкой. Кстати, даже многие весьма уважаемые мною люди продолжают утверждать, что ИТ ничем не отличается от электроэнергии: подключись и используй. А ты только обслуживай «электростанции» — и будет счастье.

Попробую сформулировать, в чем отличие:

1. Способы предоставления и употребления электроэнергии меняются медленно, чего нельзя сказать об ИТ. Представьте, например, что сегодня какая-то организация захочет сэкономить на электроэнергии и станет считать на счетах и использовать свечи.

2. Вариантов применения ИТ намного больше, чем электроэнергии. Для каждой компании надо выбирать свои ИТ, причем с учетом первого пункта, одновременно определять вектор их развития.

3. Внедрение новых решений в энергетике позволяет сокращать затраты и добиваться улучшения непрерывности бизнеса. Спектр выгод от внедрения ИТ намного шире: кроме вышеперечисленного, это и выход на новые рынки, привлечение и удержание клиентов, повышение производительности процессов компании, совершенствование качества продуктов и услуг и многое другое. ИТ — это рычаг, который способен перевернуть деятельность компании и не только предоставить ей неоценимые возможности, но также и вовлечь в серьезные неприятности.

4. Как использовать энергию — понятно, а вот как использовать ИТ — не очень. Причем именно способ применения ИТ и определяет их эффективность. Потому что нет понятия «просто хорошие ИТ». Если инструмент, даже самый лучший, никто не употребляет, он бесполезен.

5. Способов использования ИТ множество, и в этом компании различаются очень значительно.

6. Возможно, поэтому (по крайней мере пока) трудно вообразить ИТ-счетчики, которые в едином ключе рассчитают, сколько компании стоит ИТ. Может быть SaaS (когда рассчитывается стоимость отдельного сервиса) — первый шаг в этом направлении.

Вполне допускаю, что спустя какое-то время, когда отрасль ИТ разовьется до зрелого состояния и интеграция ИТ-сервисов будет осуществляться на лету, их использование станет столь же привычным, как включение вилки в розетку. А оплачивать мы их будем вместе с остальными коммунальными услугами. Но с учетом темпов изменений, который наблюдаются сегодня, до этого еще очень далеко.

Перезагрузка в системе образования

Теперь про образование. Для того чтобы продвигать ИТ как рычаг успеха компании, ИТ-специалисты должны обладать определенными знаниями и компетенциями. Как отмечалось, в частности, в отчете «Экономика Рунета 2014–2015», подготовленном Высшей школой экономики и Российской ассоциацией электронных коммуникаций, ни количество выпускников ИТ-специальностей, ни их уровень не отвечают текущим потребностям отрасли. Студентов учат в основном техническим дисциплинам, в то время как отечественных менеджеров не учат ИТ. Вот и не могут они найти общий язык, отчего уровень ИТ в большинстве российских компаний весьма низок.

Конечно, можно получить дополнительное или второе образование, но это скорее единичные, чем массовые случаи. Совершенно очевидна огромная потребность в воспитании как грамотных менеджеров ИТ, так и в повышении ИТ-грамотности менеджеров других областей. Решить данную комплексную задачу вполне по силам российским учебным заведениям, где под одной крышей, но, к сожалению, совершенно независимо обучаются и те и другие. Почему бы не предусмотреть серьезные курсы хотя бы основ управления ИТ (а не компьютерной грамотности, что совсем о другом) для будущих руководителей? Почему бы не сделать хорошей привычкой общие проекты представителей функциональных и ИТ-специальностей?

В заключение

Управление ИТ, хотим мы того или нет, перезагружается прямо на наших глазах. Это связано с появлением новых технологий, таких как облака, мобильность, адаптивная аналитика, геймификация, развитием аутсорсинга. Они кардинально меняют способы предоставления, получения, обслуживания и развития ИТ. Однако примеров существенных изменений в системе подготовки менеджеров по ИТ относительно немного. Вполне возможно, что новыми технологиями некому будет управлять.

Так что без перезагрузки нам не обойтись: кого-то вынудит к этому стремительная смена технологий, кто-то пойдет на это сознательно, чтобы реализовать накопившиеся изменения. Очевидно, вторые окажутся в выигрыше!




[1] Терри Уайт. Чего хочет бизнес от IT. Стратегия эффективного сотрудничества руководителей бизнеса и IT-директоров. Изд-во «Гревцов Паблишер», 2007.



Теги: Менеджмент, кризис, ИТ менеджер, Руководитель, Software, бизнес

Журнал IT-Manager    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Марина Аншина

Марина Аншина

Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров.
Руководила службой ИТ, подразделениями ПО и системного администрирования в ряде российских и иностранных предприятий, работала руководителем проектов, ведущим программистом и системным администратором в России и в США.
Автор книги «Технология создания распределенных систем» (совместно с А. Цимбалом), «Питер», 2003 г., переводчик книги «CORBA 3» «Малип», 2002 г., технический редактор книги «Основы CORBA» «Малип», 1999 г.
Автор и преподаватель курсов «Strategic Information Management» (Школа Бизнеса МГУ), «Корпоративная Архитектура» (программа МВА для CIO в Школе ИТ-менеджмента), «Реинжиниринг бизнес-процессов» (программа МВА в АНХ при Правительстве РФ), разработка стратегии ИТ (ТМКонсалт) и других.
Автор множества статей по тематикам стратегии ИТ и архитектуры предприятия, оценки эффективности ИТ и управления проектами ИТ, технологии CORBA.
В 2004 г. прошла стажировку по теме «Стандарты в области ИТ» по программе SABIT Министерства Торговли США.
Имеет диплом с отличием Российско – бельгийской программы EMBA (2008 г.), международный сертификат по управлению проектами GAPPS (2008), сертификаты MCSE и MCDBA.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Быстро проникая в новые методики и технологии, именно ИТ-служба способна задать бизнесу новое направление развития.