Как «растащить» ИТ на части, или Вдогонку к статье «Пришло время прощаться с ИТ»

Как «растащить» ИТ на части, или Вдогонку к статье «Пришло время прощаться с ИТ»
Павел Потеев | 01.02.2016

На затронутых в статье гендерных раскладах (кто как управляет сервисами) фокусироваться не буду. Хотя бы потому, что десятки раз наблюдал, как люди проявляют себя строго противоположно графе «пол», указанной в их паспортах. Стереотипы (в том числе гендерные) всегда находят способ удивить. А вот о тенденциях, а также о внутренних и внешних силах, которые влияют на ИТ, поговорим подробнее.

Что входит в традиционное понимание корпоративных ИТ? Сети, компьютеры, поддержка пользователей, телеком, мобильные устройства, приложения. ИТ-организация работает на обслуживание и развитие этих совместно функционирующих компонентов. Многие годы это требовало комбинации технических, инженерных и управленческих знаний «в одном флаконе», то есть в самой организации.

Провокация: ничто не мешает «растащить» существующее в большинстве организаций ИТ по другим функциям уже сейчас.

Поймите правильно: компьютеры, системы, данные, мобильные устройства — все это останется. Более того, мы наблюдаем, что в компаниях становится все больше и больше ИТ.

Только вот организации и процессы, которые будут заниматься ИТ, постепенно начнут становиться другими. Как именно? Watch.

·         Приобретение компьютеров и оргтехники: переложим на службу закупок, пусть это работает по тем же схемам, что и все остальное.

·         Провода, сети, wi-fi. Отдать в службы эксплуатации (внутренние либо внешние). Это сложнее, чем электричество, но ненамного.

·         Бизнес-приложения: пусть их внедрением занимаются бизнес-руководители, у них вполне хорошо получается. Попутно исчезнет конфликт «не хотим работать с тем, что там айтишники сделали». Но придется научиться управлять проектами, не без того.

·         Развитие систем. Оно неразрывно связано с непрерывным улучшением (continuous business improvement). Кто лучше знает, что и куда улучшать? Бизнес-руководители соответствующих направлений: производства, ремонтов, продаж. А с учетом того, что ИТ-система и есть процесс, то вполне оправданно, если определять приоритеты и планировать развитие ИТ-систем будут бизнес-руководителям . Другое дело, что от них потребуется готовность к принятию ответственности. Тут не всегда гладко выходит.

Собственно, все. Хотя нет, не совсем. Остаются архитектура приложений, интеграция и безопасность. Первые две отвечают за то, чтобы все составляющие ИТ хорошо работали вместе, а третья — чтобы враг не проник.

Архитектуру можно самому делать, можно на сторону отдать. В зависимости от типа бизнеса — подчинить либо первому руководителю, либо финансовому руководителю, либо в business support передать.

Есть бизнесы, где от ИТ зависит основной производственный процесс . Мой знакомый руководит ИТ в компании, которая проектирует и строит здания. Там все — от эскиза до плана отгрузки строительных блоков на площадку — завязано на ИТ-систему. Поэтому и должность у человека — заместитель первого руководителя. И еще, его служба также закупает расходники и меняет картриджи. Но, согласимся, больше по старой памяти.

А существуют бизнесы, где ИТ и есть основной процесс. К примеру, агрегаторы систем бронирования, банки, Uber тот же самый. Построение и развитие подобных систем вообще противопоказано держать в той же организации, которая обслуживает провода и пользователей. Drivers, KPI’s, приоритеты — слишком они разные. Не удивлюсь, если в этом случае руководить развитием систем будет первое лицо компании.

А вот безопасность — тут разговор непростой. Традиционный ИТ-директор вырос в парадигме непроницаемого забора вокруг инфраструктуры и данных.

Посмотрим на www.dodopizza.ru. Они выкладывают в общий доступ практически все. Среднее время доставки клиенту (в разрезе городов присутствия, разумеется), онлайн-видео с кухни, с указанием имени заказчика, для которого пицца вылезает в данную секунду из печки. Впечатляет? Я еще только начал перечислять, в общем доступе находится годовой оборот всей сети с лентой заказов. Обновляемой, понятное дело, в реальном времени.

А еще каждый желающий может посмотреть операционные показатели пиццерий и поставить себя на место владельца франшизы.

Естественно, компании приходится защищать входную дверь. В первую очередь от потока желающих эту самую франшизу купить и уже примеривших эту роль на себя с цифрами и возможностью посмотреть онлайн, как и что делают будущие «соседи по фронту».

Компаниям предстоит подумать, что именно в их данных по-настоящему конфиденциально. А потом понять, где должна проходить стена. Но не факт, что она будет там, где показал айтишник.

В Интернете можно посмотреть составы management boards публичных компаний. Наряду со стратегией и финансовой отчетностью. Часто ли там в наши дни присутствует ИТ-руководитель? И почему так вышло? Результат наведет вас на мысли.

В сухом остатке: в компаниях появится больше ИТ, и они будут играть более важную роль. Лидером их развития может стать и ИТ-директор. Делающий другое, делающий по-другому. Возможно, называющийся иначе. Мы, в конце концов, сами выбираем, кем быть и что делать.

Теги: инфраструктура, ИТ-директор, Руководитель, аутсорсинг, инновации , ИТ менеджер

Об авторе


Павел Потеев

Павел Потеев

Постоянный автор журнала. С 1992 г. его карьера развивается в сферах программ трансформации, корпоративного управления, информационных технологий, управления изменениями, консультирования. После получения высшего инженерного образования в Санкт-Петербургском Техническом Университете ИТМО Павел начал карьеру в ИТ, был консультантом и руководителем проектов внедрения бизнес-систем, работал в программах стратегического и организационного развития. Опыт Павла основан на работе в международных компаниях различных направлений деятельности, таких, как добыча природных ресурсов, химическая промышленность, горнодобывающая индустрия, консалтинг, строительство, производство, профессиональные услуги. В дополнение к роли ИТ-руководителя, получил глубокое понимание работы подразделений финансов, продаж, операций, а также опыт постановки процессов CRM и HR, внедрения SAP, управления проектами организационного развития, слияний и поглощений. Будучи экспертом международного уровня, Павел реализовывал проекты в публичных и частных компаниях, расположенных в более чем десяти странах Центральной, Северной и Восточной Европы и Центральной Азии. До недавнего времени работал директором департамента управления изменениями Eurasian Resources Group (ERG) Business and Technology Services руководил направлениями обучения и развития, внедрением новых процессов управления.
Член Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPB CIO CLUB


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

При подборе персонала в профессиях, доступных всем, «опытность» кандидата является ключевой характеристикой, а в профессиях, доступных избранным, «опытность» не является ключом, и все определяют другие признаки.
Около года назад я прочитал о необычной компании, показывающей результаты, которых я не видел во времена самых растущих рынков. Вот несколько фактов: она растет на 100% в год без оглядки на окружающую экономическую реальность.

Мероприятия


08.09.2016
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания Event House приглашает Вас принять участие во втором Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT-Forum»! Промышленная автоматизация на предприятии – важная область, которой уделяется повышенное внимание. Использование информационных технологий - один из немногих технологически и экономически выгодных способов повышения эффективности подготовки производства. На современных предприятиях автоматизируются по максимуму все возможные участки работ. Новый взгляд на проблемы и тенденции информационных технологий в области промышленной автоматизации будут рассмотрены на II Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT Forum»

22.09.2016
24 июня 2016 года Госдумой шестого созыва был принят законопроект «Антитеррористический пакет» Яровой, который назван одним из самых резонансных. Существенная часть законопроекта призвана регулировать деятельность телекоммуникационных и интернет компаний. Согласно документу, операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик. Как законопроект повлияет на рынок? Смогут ли крупнейшие интернет-компании отстоять свою позицию? Готово ли государство прислушиваться к мнению бизнеса? На конференции Право.ru участники обсудят скрытые и явные угрозы «пакета Яровой», а также о другие законодательные изменения.