Пришло время прощаться с ИТ

Пришло время прощаться с ИТ
Олег Вайнберг | 17.01.2016

Джонатан Фелдман (Jonathan Feldman), CIO города Эшвиля (Asheville) штата Северная Каролина в своей статье призывает ликвидировать ИТ для создания чего-то лучшего.

С ИТ что-то не так

Я все это видел сам, потому что я провел много времени в ИТ-организациях, где почему то забыли, что люди появились раньше технологий. Теперь даже для популярных журналов ясно, что с ИТ что-то не так. Взгляните на статью Дилберта «The IT Crowd» и, конечно, на «Does it matter?» Николаса Карра.  

Что-то не так с любым подразделением, которое, считает, что мужчины – главные и которое претендует на элитарность и анти-корпоративность. А ведь это именно то ИТ, которое мы знаем. Даже в моем подразделении, очень неплохом по сравнению с некоторыми другими, в котором исторически сложился «женский менеджмент», сейчас работает всего 37.5% женщин. Я проверял, женщин в популяции 50%, а не 37.5%. Мы можем и должны  это исправить.

Во-вторых, как бушующая в корпоративном теле инфекция, ИТ постоянно находится в состоянии войны. Я уже устал от этого и уверен, что и вы тоже. От всех этих взаимных обвинений, когда мелкие боссы, пренебрежительно относятся ко всему «технологическому», особенно, когда технари имеют лучшие идеи для организации бизнес процессов, чем сами бизнесмены. Когда сетевые инженеры-социопаты презирают «ламеров». Когда менеджеры говорят, что «они понимают значение технологий и дают им высокий приоритет», а потом режут бюджеты, потому что «ИТ – это слишком дорого».

Там же «эксперты» по информационной безопасности, которые решили, что лучшим решением обезопасить всех будет так ограничить права, чтобы люди вообще не могли работать, финансисты  и, так называемые, бизнес-аналитики, которые до сих пор едва умеют пользоваться экселем, постоянно зовут хелп-деск, а айтишники им разжевывают элементарные вещи и, по сути, делают за них работу.

Обвинений предостаточно. А ключевым является то, что идет война. Неблагополучные отношения  нужно заканчивать прежде, чем случится что-то реально плохое и я предлагаю: «Давайте покончим с этим!»

Покончим с ИТ, какими мы их знаем. Они уже не работают, ребята. Они абсолютно не функциональны, и мы все это знаем.

Дисфункция вызывается традиционной моделью супергероя айтишника, который своим героизмом  поощряет выученную ИТ-беспомощность части сотрудников. «Вот он, админ, наш спаситель!». Понятно, что люди одновременно возмущаются и сваливают все на ИТ.  А мы все продолжаем «менять им подгузники»… Я имею в виду их чернильные картриджи. Кому в 21 веке нужно беспокоиться об этом?

[Хотите знать главную причину, почему так вышло? Почитайте статью здесь].

А теперь давайте я расскажу вам о своем решении, потому что я думаю, что это именно то, что нам надо делать.

 В поисках надежды

Меня воодушевляет количество «мы» и не «воюем», которых я видел, когда организации начинают «цифровые» проекты. Эти проекты пронизаны сотрудничеством. Все знают, что если технологии не заработают – мы все сели в лужу. Если бизнес-процесс не заработает – все мы опять сели в лужу.  Там не было затурканного хелп-деска, не было техно-зависимых. Каждый сам отвечал за своих людей.

Одним из моих проектов было создание сети интранет для совместной работы на День Труда. Я расскажу вам как это было и это было не «Мы ИТ».

Это было просто «Мы». Команда. В нашей команде были специалисты по коммуникациям, айтишники и сотрудники департаментов, которые верили, что улучшение коммуникаций приведет нас к нашим бизнес-целям. Это не был технический проект. Этот проект был посвящен новому способу общения сотрудников.  Мы не использовали карточные домики ITIL или PMI framework. Речь шла о Business Model Canvas (BMC), которая опирается больше на  потребности в совместной работе и бизнес-цели, чем на технологии. Технологии - простейший набор инструментов, который требует минимальных настроек и позволяет выполнить поставленные задачи в BMC.

Электронные сервисы не привели к  ИТ-зависимости. Сейчас сами сотрудники вовсю пользуются ими. И, что меня воодушевляет, это мои друзья.

Так что, я приглашаю вас, в 2016 году и далее, обсудить, как нам убить ИТ. Конечно, что-то займет их место. Но вместо враждебного к потребителю, Мордака, жестокого ИТ-директора, героя комиксов Скота Адамса про Дилберта, рассмотреть «нас, в смысле «всех нас», не только айтишников», как модель электронных сервисов.

Электронные сервисы потребуют огромных изменений. Нам понадобятся наши лучшие организационные технологи. Нам нужны будут великие коммуникаторы, превосходные менеджеры проектов, фантастические маркетологи, умелые переговорщики и лучшие специалисты по работе с данными.

Конечно, нам будут необходимы специалисты по безопасности и инфраструктуре, но в намного меньшем количестве (читай «только дружественные и готовые к сотрудничеству»), потому что мы выберем и будем часто использовать облачные сервисы по принципу  «pay-as-you-go» для максимальной гибкости. И никаких социопатов, которые уверены, что «технологии» - это только про «железо».

В действительности, большинство организаций не разнесут на части ИТ прямо сегодня и не перестроят электронные сервисы уже завтра. Это привело бы к хаосу. Но как лидеры и заботящиеся о нуждах бизнеса специалисты в технологиях, мы можем начать этот процесс. Начать – и этого будет достаточно. Давайте сделаем это. Вместе.

Источник

 img

Комментарий Олега Вайнберга, управляющего партнера BV-Group:

"За последние четыре года я видел десятки разных отделов ИТ. И знаете, что я вам, ребята, скажу. Я согласен с Джонатаном. Причем, по всем пунктам. Начиная от роли женщин в ИТ. По моим наблюдениям, самые дееспособные, то есть дружественные, уважаемые, продуктивные отделы ИТ - это те отделы, в которых работает много женщин. Причем не только на позициях девочек-операторов хелпдеска. Черт возьми, два самых продуктивных отделов ИТ, который я видел, возглавляют женщины. И они делают это хорошо. Возможно, просто потому, что они вовсе не "Лары Крофт - расхитительницы гробниц" и у них в голове не застрял образ супергероя, который по локоть в крови спасает галактику. Я много общался с сотрудниками одной из организаций, CIO которой носит юбку, причем вовсе не потому, что это шотландец. Уровень беспомощности пользователей в этой организации был намного ниже, чем в многих других, возглавляемых бравыми мужиками. Потому что пользователю мужчине просто стыдно звонить с пустяковыми просьбами, типа заменить картридж или подключить принтер. Да и пользователи женщины уверены, что если это может Клавдия Петровна, значит они и сами с этим справятся.

И еще в одном я согласен с Джонатаном. Когда я стал CIO, мне пришлось пройти огромный и трудный путь, пока я научился делегировать полномочия своим парням. Это тяжело, видеть как они плохо и долго делают то, что я сделал бы хорошо и быстро. Но выхода нет. Если терпеливо учить, сотрудники научатся делать и быстро и хорошо. Альтернатива - всю жизнь все делать самому. Нам пора сделать следующий шаг. Нам пора делегировать полномочия своим пользователям. Они вполне справляются со своими мобильниками и бытовой аппаратурой, wi-fi и принтерами у себя дома и даже помогают освоить word и excel своим детям в школе. Они справятся. Да, поначалу медленно. Да, что-то сломают. Да, придется побегать. Но альтернативы нет. ИТ в организациях стало слишком много и сами системы становятся вполне дружественными, чтобы мы могли позволить себе роскошь держать профессионалов на каждый чох и обкладывать пользователей тройными линиями хелпдесков. Они справятся. Они точно справятся".

 

Теги: ИТ-директор, CIO, ИТ менеджер, Руководитель, информатизация, инновации

Об авторе


Олег Вайнберг

Олег Вайнберг

Управляющий партнер BV-Group. Эксперт в области эффективного управления.  
Более 15 лет работал руководителем в сети розничных магазинов по продаже цифровой техники «КЕЙ».  
С 2006 года - тьютор Открытой Школы Бизнеса. Более 300 человек учились в Открытой Школе Бизнеса под его руководством. Среди учащихся руководители таких компаний: Полиметалл, Меди, Ростелеком, Никомед, Мегафон, Катрен, JTI, СОГАЗ, 585 и другие. В 2011 году получил степень МВА в Открытой Школе Бизнеса.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Российский ИТ-рынок привлекает не только поставщиков оборудования и ПО – системные интеграторы тоже готовы предложить нам качество услуг мирового уровня. Так, финско-израильская компания Aiber Networks запустила офис в Санкт-Петербурге и намерена заинтересовать в сотрудничестве и представителей Москвы, а также других российских регионов.

Мероприятия


29.09.2016
Как развивается Интернет вещей в России? Ответ – этой осенью. Только умные технологии и самые последние новинки – на ежегодной международной выставке и конференции «Интернет вещей» в Москве Рынок Интернета вещей постоянно развивается, и это направление уже является одним из самых перспективных. Число подключенных гаджетов растет с каждым днем, а аналитики уверены, что данная тенденция полностью изменит наше представление о цифровых устройствах в будущем.

29.09.2016
Выставка-конференция «Интернет вещей» – самое технологичное событие осени! В последнее время наблюдается стремительное развитие индустрии Интернета вещей, которая предлагает новые эффективные инструменты для бизнеса, городской инфраструктуры и жизнедеятельности человека. Аналитики из Business Insider подсчитали, что уже через четыре года к Интернету будет подключёно более 34 миллиардов всевозможных устройств. При этом классические мобильные гаджеты составят только треть из этой цифры. Таким образом, уже в ближайшем будущем IoT-технологии преобразят все сферы человеческой жизни, и важно следить за развитием отрасли, чтобы оставаться в теме.