Время – самый ценный ресурс

Время – самый ценный ресурс
Григорий Рудницкий | 26.11.2015

Сервис Gett (ранее GetTax)I, несмотря на кризис, активно развивается и даже расширяет штат. И связано это не только со стратегией, которая наряду с классической перевозкой людей подразумевает множество дополнительных услуг, но и с моделью использования ИТ: у компании нет собственных локальных ИТ-ресурсов – все бизнес-приложения работают в облачной среде. Мы задали несколько вопросов Дмитрию Агееву, директору по ИТ российского подразделения Gett.

img

Какие особенности накладывает на ИТ специфика бизнеса Gett?

Рынок перевозок – это прежде всего рынок услуг. Современные услуги должны оказываться быстро, поскольку время – самая большая ценность, которую нельзя вернуть. Скорость подачи машины и удобство вызова – это то, чего добиваются все игроки рынка такси. Сам этот рынок со временем становится все более цивилизованным и надежным. Под надежностью я понимаю возможность доверить перевозчику все самое ценное – жизнь детей, других близких людей, важные документы и т. д., а также обязательный возврат всех забытых в машине вещей. Какие особенности это накладывает на ИТ? Если мы не выстроим такой же спектр услуг внутри своей компании, то не сможем предоставлять их и внешним клиентам. Поэтому у нас четко налажены процессы разработки и контроля версий. Два раза в месяц мы выпускаем изменения продукта и готовим очередные улучшения нашего сервиса. Параллельно расширяем спектр деятельности компании, то есть помимо классической перевозки людей вводим новые услуги. Все они должны быть доступны через единое приложение. К примеру, у нас уже работает служба доставки суши по Москве в течение пяти минут. Кроме того, мы запускали совместно с компанией «ВымпелКом» акцию по доставке iPhone 6S сразу после старта продаж, прямо на дом покупателю, а на Хеллоуин развозили всем желающим тыквы, уже полностью подготовленные к празднику. То есть работаем над всем, что связано с оперативной доставкой, чтобы дать людям возможность экономить время там, где они его раньше тратили. Все это, повторяю, должно быть реализовано на единой платформе и управляться одной кнопкой.

Что представляет собой ИТ-инфраструктура Gett? Какие решения и технологии вы используете?

С точки зрения инфраструктуры мы обеспечиваем только высокоскоростной доступ в Интернет. Причем все реализовано на базе облачных решений – это касается не только основных продуктов, но и бэк-офиса. Электронная почта, система согласования документов, CRM, учетные системы – все это располагается в облаках, а мы ими пользуемся на удаленной основе. Такой подход позволяет нам оперативно вводить новые функции и расширять существующие. Одним из важнейших конкурентных преимуществ Gett является служба поддержки, которая может работать в удаленном режиме с возможностью подключения из любой точки мира. Причем это не кол-центр в классическом понимании, а именно комплексная служба, включающая в себя, помимо телефона, чат через WhatsApp, Viber, Skype и многие другие способы коммуникации с клиентами. Мы уже охватили своими услугами девять городов России, в частности очень успешно стартовали в Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Сочи, и готовимся к дальнейшей экспансии. В планах – выход во все города-миллионники. Но тут сразу возникает проблема часовых поясов. В основном операторы нашей службы поддержки находятся здесь, в Москве, но мы можем подключать напрямую и удаленных сотрудников, а также привлекать аутсорсинговые кол-центры. Надо сказать, что наш бизнес характерен еще и очень сильной зависимостью от погодных условий. Если в каком-то городе идет сильный дождь, у сервиса такси просто аврал, поскольку объем заказов подскакивает многократно, а число машин остается прежним. Увеличивается и нагрузка на службу поддержки, которая должна иметь возможность быстрого масштабирования и подключения дополнительных ресурсов и сотрудников. Именно благодаря облакам мы можем оперативно масштабироваться – практически в режиме реального времени.

Рынок перевозок очень высококонкурентен. Какие преимущества удалось реализовать в первую очередь благодаря ИТ?

Конкурентов у нас не так много, как может показаться, – Gett работает исключительно в правовом поле, с лицензированными водителями. Мы также предъявляем серьезные требования к автопарку: машины должны быть определенной модели и не старше трех лет. У компании есть собственный центр обучения, через который проходят тысячи водителей в месяц. Только после того, как водитель успешно сдаст тестирование и прослушает обучающий курс, мы допускаем его к работе с нашей системой. Это позволяет поддерживать высокий уровень сервиса, что, помимо упомянутого высокого стандарта поддержки клиентов, и составляет наше конкурентное преимущество. Наконец, у нас нет вариации цен. Сегодня во многих компаниях стоимость услуг зависит от того, с какого устройства клиент делает заказ, в какое время, из какой страны и т. д. Это характерно для продавцов авиабилетов, туристических фирм, а теперь и служб такси. Скажем, если в какой-то период спрос на услугу высокий, ее цена может автоматически подниматься. Для клиентов это неприятная неожиданность. У нас такого нет, не было и не будет. Все наши тарифы зафиксированы на сайте и в приложении, причем меняются редко. Если вы едете в аэропорт, например, за 600 рублей, то вне зависимости от спроса на этот маршрут, а также времени заказа машины – вчера или за пять минут до подачи – сумма останется неизменной.

Как отразился кризис на вашем бизнесе? Сократилось ли фиансирование ИТ-проектов? Пришлось ли заморозить или перенести какие-либо из них?

Ни один не отодвинулся и не заморозился. Сокращать ИТ-проекты – это, на мой взгляд, уже предсмертная стадия для компании. У нас стабильный рост на 300% в год. За год мы меняем по три офиса – просто потому, что люди уже не помещаются в них и приходится набирать новых сотрудников для реализации новых проектов. Поэтому для нас самая большая сложность – найти нужных специалистов. Если раньше их не хватало – буквально на лету расхватывали, то сейчас перед нами стоит проблема выбора, поскольку очень много кандидатов с самым разным опытом и знаниями. Сокращений у нас никаких нет, а ИТ-бюджет, выделенный на следующий год, позволяет верить, что и не будет. Мы уверенно растем и видим те рынки, где есть потенциал для роста. Оптимизма добавляют и инициативы правительства, в частности по расширению платных парковок и увеличению штрафов. Все это ведет к тому, что люди все больше будут пользоваться общественным транспортом, в том числе такси. В свою очередь, увеличивается количество таксопарков, предоставляющих автомобили в аренду.

Ваше мобильное приложение для вызова такси очень популярно в народе. Как вы считаете, благодаря каким функциям?

В первую очередь приложение для мобильных устройств должно быть максимально простым. Как я уже говорил, мы реализуем стратегию «заказ одной кнопкой». Сейчас мы активно разрабатываем версии для Apple Watch и Android Wear, которые позволят заказывать такси с помощью голосовых команд. Если раньше для этого надо было дотрагиваться до экрана и нажимать кнопку, то скоро можно будет просто взмахнуть рукой или произнести команду, после чего к вам приедет такси. Разумеется, все эти запросы по уточнению данных, просьба связаться с водителем и т.д. уже неактуальны. Это касается приложений для заказа любых услуг, не только такси. Услуга должна быть ненавязчивой, но при этом удобной и максимально простой. Кроме того, в нашей базе целая категория постоянных клиентов, с которыми мы очень тесно общаемся. Есть топ-100 водителей, которые работают с нами больше всего. Это наша пользовательская аудитория, которой мы в первую очередь даем новые версии своих продуктов, получаем от них обратную связь, замечания и пожелания по реализации новых функций. Да, не скрою, у нас много креативных идей, но все они должны пройти апробацию на практике.

А облака помогают сокращать издержки?

Безусловно. Как мы раньше открывали офис в новом городе? Проиллюстрирую на примере своего предыдущего места работы. Приходилось десантировать огромную команду, в том числе айтишную, заказывались каналы связи, настраивалось оборудование, проводился целый комплекс процедур по управлению изменениями и т. д. Одним словом, это был большой проект, за который в конце года давали премию. А сегодня достаточно одного человека: с ноутбуком в рюкзаке он вылетает в новый город – и через 10 дней там начинает работать наш сервис. Этому человеку практически не нужно никакого оборудования – он может даже в кафе работать со своего ноутбука. И с организацией центра обучения водителей вполне справляется один человек – ему достаточно лишь арендовать интернет-канал. Мы централизованно управляем доступом, настройками и предоставляем людям все, что им нужно для работы. В качестве основной рабочей платформы используем облако от Amazon. У нас есть хостинг-партнеры в России – это крупные компании, предоставляющие облачные решения. Мы работаем с ними, чтобы полностью соблюсти требования закона о персональных данных. Кроме того, у нас действует в локальном облаке система «1С», а также система электронного документооборота. Разумеется, речь идет о разных облаках, поскольку у каждого ЦОДа своя специализация. Например, провайдера, который бы профессионально поддерживал в России облако Amazon, мы искали несколько месяцев. Облака – это безопасно, дешево и выгодно, поэтому просто нет смысла внедрять какие-то другие решения.

А насколько сильно управление ИТ связано с политикой головного офиса? Или у российского подразделения больше самостоятельности?

Мы работаем в русле общей стратегии компании, у нас есть глобальные задачи, связанные с глобальным рынком. Что касается чисто российских задач, мы полностью свободны в выборе путей их реализации. Проще говоря, ориентация не на внутренние ресурсы, а на облака – это общий постулат компании. Но какие именно облака выбирать в России, решаем мы сами. У нас построен каталог сервисов, и мы его транслируем партнерам, предоставляющим нам ресурсы. Разумеется, у нас есть SLA и ответственность перед бизнесом. И сейчас, в период бурного роста компании, нам лучше перестраховаться – например, с помощью резервной площадки, содержание которой сводится к минимальным затратам, – чем чего-то не учесть. К счастью, пока прибегать к ней не приходилось – все наши партнеры работают на достаточно качественном уровне. Мы стараемся сделать подушку безопасности, вдвое превышающую наши пиковые нагрузки. Ведь Gett – международная компания, работающая не только в России, но и в Израиле, США, Великобритании. У нас очень большое количество транзакций, которые поддерживают четыре дата-центра по всему миру.

В чем заключаются особенности работы в России с позиций ИТ?

Каких-то явных особенностей нет. Если мы выпускаем новый релиз продукта, то делаем это для всех стран. Конечно, какой-то рынок меньше, поэтому его обновляют в первую очередь. Затем идут более крупные страны, в том числе Россия. Не для всех стран настройки одинаковы, поскольку в каждой свое законодательство и свои традиции. В Израиле, например, популярна доставка цветов на такси, а в Великобритании – шампанского.

И последний вопрос. Как вы набираете ИТ-специалистов, чем их мотивируете? Не приходилось ли переманивать у конкурентов?

Рынок сейчас настолько перенасыщен специалистами, что переманивать их у конкурентов практически бессмысленно. К примеру, мы ищем людей, которые говорят по-английски. Кстати, у нас матричная структура, поэтому мы оперируем не людьми, а проектами. Это означает, что, если мне понадобятся разработчики, которые находятся в Израиле, мы их моментально можем привлечь. Ну а мотивируем интересными задачами. Когда работаешь в молодой компании, с нестандартными и прогрессивными для российского рынка взглядами, это берет людей за живое. Дорастем до глобальной корпорации - будут действовать другие законы.

Теги: Менеджмент, мобильные сервисы

Журнал IT-Manager    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Григорий Рудницкий

Григорий Рудницкий

Историк по образованию. В ИТ-прессе – бумажной и онлайновой – с 2002 года: публикуется в изданиях, ориентированных как на домашних, так и на корпоративных пользователей. Любимые темы: гаджеты, мобильность, облачные сервисы, свободное программное обеспечение.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

При подборе персонала в профессиях, доступных всем, «опытность» кандидата является ключевой характеристикой, а в профессиях, доступных избранным, «опытность» не является ключом, и все определяют другие признаки.
Около года назад я прочитал о необычной компании, показывающей результаты, которых я не видел во времена самых растущих рынков. Вот несколько фактов: она растет на 100% в год без оглядки на окружающую экономическую реальность.

Мероприятия


08.09.2016
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания Event House приглашает Вас принять участие во втором Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT-Forum»! Промышленная автоматизация на предприятии – важная область, которой уделяется повышенное внимание. Использование информационных технологий - один из немногих технологически и экономически выгодных способов повышения эффективности подготовки производства. На современных предприятиях автоматизируются по максимуму все возможные участки работ. Новый взгляд на проблемы и тенденции информационных технологий в области промышленной автоматизации будут рассмотрены на II Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT Forum»

22.09.2016
24 июня 2016 года Госдумой шестого созыва был принят законопроект «Антитеррористический пакет» Яровой, который назван одним из самых резонансных. Существенная часть законопроекта призвана регулировать деятельность телекоммуникационных и интернет компаний. Согласно документу, операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик. Как законопроект повлияет на рынок? Смогут ли крупнейшие интернет-компании отстоять свою позицию? Готово ли государство прислушиваться к мнению бизнеса? На конференции Право.ru участники обсудят скрытые и явные угрозы «пакета Яровой», а также о другие законодательные изменения.