Парадоксы информационного общества, или Буренка с выходом в интернет

Сергей Горшенин, MBA, начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Светлана», госкорпорация «Ростехнологии»
Сергей Горшенин | 25.06.2014
Если бы эта статья публиковалась в научном журнале, то начиналась бы она так:

«На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Экономическая мощь и влияние государства измерялась его материальными ресурсами. Эпохи сменяли друг друга, и человечество вступило в новый этап своего развития, для которого даже введено в обиход новое понятие «информационный век», а современное общество принято именовать информационным. По сути, это показатель значимости информации в нашу эпоху, ее новой роли и новых возможностей.

Любая деятельность, связанная с внедрением информационных технологий, создает не только движение вперед, но и определенные проблемы, вызванные непредвиденными изменениями экономической, социальной и политической сторон жизни общества, в основе которых лежит разрушение существовавших ранее естественных границ взаимодействия и обмена информацией».

Но поскольку это все в теории, и статья не носит научный характер, то дальше посмотрим, как все выглядит на практике. Можно даже сказать, насколько в реальной жизни все иначе.

Произведение «рога-на-копыта»

Расскажу историю. Один собственник нанял штат высококвалифицированных менеджеров, чтобы выстроить систему управления бизнесом в связи развитием этого самого бизнеса. Как и предполагалось, появился целый ряд документов с описаниями бизнес-процессов, организационных структур и аналитических отчетов. Это все было представлено на совещании с собственником. Причем специально для него был разработан целый ряд показателей, по которым он мог контролировать состояние бизнеса, а при необходимости корректировать направление развития. Среди всех параметров красовались такие важные показатели, как IRR, NVP, PP, EBITDA, и т. д. Увидев их, собственник сказал - это слишком сложно, ему нужен один простой показатель, например, произведение рогов на копыта. Не удивляйтесь, бизнес был в сфере животноводства.

Как вы можете догадаться, не обошлось без улыбок и перешептываний. Кто-то даже попытался объяснить, что на основе такого «показателя» нельзя адекватно реагировать на изменения в бизнесе, а главное — своевременно вносить коррективы. Но собственник был неумолим, ему так понравилась его идея, что на том и порешили: быть показателю «рога-копыта».

Как бы это ни показалось странным, а бизнес успешно прошел этап трансформации и продолжил уверенно набирать обороты.

К чему вся эта история? Будь все же эта статья научной, в ней обязательно было бы определение информации, согласно которому информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний о процессах или явлениях в их взаимосвязи.

Ну а поскольку статья обязательно была бы в издании с экономической или управленческой направленностью, то далее следовало бы определение управленческой информации, под которой понимается совокупность сведений о процессах, протекающих внутри фирмы и ее окружении, которые служат основой для принятия управленческих решений.

Поскольку наша статья все же не претендует на звание научной, то, основываясь на этих определениях, можно попросту сказать, что произведение «рога-копыта» никак не попадает ни под одно из них, а следовательно, не считается информацией.

Но вернемся к истории. Собственник действительно стал каждое утро получать отчет с данным показателем, и, исходя из него, принимать те или иные управленческие решения.

Казалось бы, абсурд, но подобная история далеко не единственная. Практически каждый финансовый директор или руководитель информационно-аналитического отдела может рассказать как минимум несколько таких вот историй из жизни компаний, в которых ему приходилось трудиться. К примеру, в бытность мою программистом, я получал запросы на создание отчетов, которые из целого ряда показателей должны были формировать некий интегральный показатель, понятный только руководству.

Скептики, конечно же, скажут, что задача собственника вкладывать средства в развитие компании, а управление —дело рук наемного менеджмента. Возможно. Ведь так написано в учебниках по экономике. Но позвольте спросить, как много таких собственников? Собственников, которые рискуют собственными средствами, и очень даже не малыми, в отличие от наемных менеджеров, рискующих лишь собственной зарплатой, и ничем больше.

Резюмируя эту историю, отмечу следующий парадокс: с одной стороны, никто не оспаривает тот факт, что информация действительно нужна для принятия решений. И именно она позволяет управлять и даже «владеть миром». Но вот только мало кто учитывает, что эта информация должна быть различной для разных категорий потребителей информации. Для собственника из нашей истории, который, возможно, по одному только мычанию коров, способен сказать, будет ли завтра хороший надой молока, информация о «виртуальных показателях» из учебника, которые предлагают ему наемные менеджеры, совершенно не подходит.

Таким образом, можно говорить о том, что часто наблюдается ситуация, при которой человеку, живущему и принимающему решения согласно одной, зачастую построенной на опыте системе координат, предоставляют информацию из другой (книжной) системы координат.

Ответ на вопрос, что в этом случае может получиться и можно ли считать предоставляемые данные той самой необходимой для владения миром информацией, каждый пусть даст себе сам.

Техника и технологии в период реконструкции

Современного человека, особенно делового, уже невозможно представить без электронной почты, связи с банковскими, корпоративными и иными информационными системами,
Естественно, с таким объемом сведений нереально справиться без соответствующих устройств, технологий обработки и хранения информации. Если еще десять лет назад автоматизированное рабочее место представляло собой громоздкий стационарный компьютер, то теперь это легкий планшет или даже смартфон, позволяющий повысить мобильность и производительность его владельца.

Темпы внедрения инноваций в ИТ-отрасли вызывают изумление. Компании, конкурирующие за рынки и прибыли, стремятся моментально реализовать технические новшества, стимулирующих развитие всей технологии управления информацией. Новые устройства порой дают начало целому классу устройств — iPad, например. Кстати, возвращаясь к теме животноводства. Современные технологии применяются и в этом виде бизнеса. Животным вживляют чипы, которые считывают все биометрические данные о состоянии и передают на автоматизированное рабочее место, что позволяет в онлайн-режиме отслеживать их здоровье.

Казалось бы, в развитии технологий одни только плюсы. И это действительно так, если не считать нескольких «но».

Возьмем, к примеру, коммуникации.

Раньше поездки в другие города или страны нередко сопровождались снижением общения с близкими или коллегами по работе. Причин тому было много — зоны охвата, дорогой роуминг, стоимость междугородней и международной связи и т. д. Но со временем появился Интернет, сотовые телефоны из просто телефонов стали смартфонами с возможностью передачи не только голоса, но и текста, фото и видео. Все чаще появляются бесплатные или условно-бесплатные точки Wi-Fi. А теперь и сервисы, которые позволяют через Интернет проводить голосовые и видеоконференции.

Даже сейчас, находясь в отпуске, я пишу эту статью на ноутбуке, сидя на берегу моря и под шум накатывающего на берег прибоя. Таким образом, благодаря современным средствам коммуникации можно какое-то время руководить целой компанией, имея под рукой ноутбук, телефон и канал доступа в Интернет.

Сплошные плюсы. Но именно здесь на отдыхе я еще раз убедился в наличии минусов. Спросите в чем? Ответ очень прост: вслед за развитием технологий и разрушением географических границ, препятствующих общению, мы возводим новые границы — виртуальные на близких расстояниях. В качестве примера приведу свои наблюдения за последние несколько дней, в течение которых без перерыва шел дождь. Наш отель находится вдали от больших городов и как таковых развлечений здесь немного. Как говорится, море солнце и песок.

Не секрет, что теперь практически у каждого дошкольника есть сотовый телефон или смартфон. Что ж говорить о взрослых. Чем старше — тем дороже «игрушка». И вот спускаешься ты в лобби, где сидят целые семейства с детьми и просто парочки. И... каждый из них сидит, уткнувшись носом в свою «игрушку».

Вот вам пример очередного парадокса — люди научились пользоваться сложными техническими устройствами и общаться виртуально на огромных расстояниях, но при этом, находясь на расстоянии вытянутой руки, не в состоянии общаться друг с другом вживую.

Неужели технологии, упрощая жизнь человека, создают ему препятствия?

«...Многие неправильно поняли лозунг партии: «Техника в период реконструкции решает все». Многие поняли этот лозунг механически, то есть поняли в том смысле, что ежели нагромоздить побольше машин, то этим будто бы будет сделано все, что требуется этим лозунгом. Это неверно. Нельзя технику отрывать от людей, приводящих технику в движение. Техника без людей мертва.
Лозунг «Техника в период реконструкции решает все» имеет в виду не голую технику, а технику во главе с людьми, овладевшими техникой. Только такое понимание этого лозунга является правильным. И поскольку мы уже научились ценить технику, пора заявить прямо, что главное теперь — в людях, овладевших техникой...»

Из выступления И. В. Сталина на приеме металлургов 26 декабря 1934 года.

Кадры — самый ценный ресурс

Ранее мы говорили об информации, единственном виде ресурсов, который не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному и эффективному использованию всех остальных ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев расширению и созданию новых.

Красивое определение, не правда ли, особенно для научной статьи? В теории, подобное определение можно привести и для другого, не менее ценного вида ресурсов — человеческих кадров.
И раз уж в этой статье за основу взят дух противоречия, то вот вам еще одно.

С одной стороны, всем известно выражение, что «незаменимых людей нет». Но мало кто знает его неофициальное продолжение: «все люди заменимы, вот только вопрос, каким количеством и составом других». Согласитесь, каждый из нас обладает рядом особенных знаний или опытом, который помогает нам делать свою работу наиболее эффективно. В этом смысле именно информационные технологии позволяют повысить эффективность за счет высвобождения времени на решении рутинных задач. Но вот ведь незадача. Иногда встречаются такие «кадры», которые любой результат автоматизации сведут на нет. Хотите реальных примеров из жизни, пожалуйста.

Из обращения в техническую поддержку
— Алло! У меня компьютер не работает.
— Он не включается?
— Включается.
— Тогда что именно у вас не работает?
— Система.
— Не загружается?
— Загружается.
— Тогда что с ней не так?
— С ней все так, только «1С» не работает.
— Какая ошибка выдается при загрузке?
— Все загружается, но вот отчет работает неправильно.
— Почему вы так решили?
— Я внесла изменения в документ, а в отчете их нет.
— Вы сохранили и провели документ?
— Нет, а разве это обязательно?

Из разговора главного бухгалтера и программиста
— Вы что, не в состоянии сделать так, чтобы по нажатию одной кнопки все считалось?

Из разговора финансового директора и внедренца на многомиллионном проекте по внедрению SAP/R3
— Не могли бы вы внести небольшое изменение в систему.
— Да, конечно.
— Можно сделать так, чтобы новая система была такая, как наша старая «1С»?

Ну и напоследок истории от генеральных директоров.

Из отчета по проекту внедрения СЭД
Проект по внедрению новой системы электронного документооборота прекращен на стадии 95%-ной готовности по причине непредвиденной смены генерального директора. А именно секретарь нового генерального директора не умел работать с новой СЭД, зато умел работать со старой.

Из приказа генерального директора
Всем начальникам отделов после внедрения новой автоматизированной информационной системы проследить за тем, чтобы сотрудники продолжали работать в старой.

Если на секунду задумаетесь, то гарантирую, вспомните массу аналогичных примеров из собственного опыта, в которых удачные ИТ-решения перечеркивались «неудачными кадрами» в истории компании.

***
Эта статья получилась слегка сумбурной. Немудрено, она скорее относится к классу эмпирических, а не научных с длинными обоснованными выводами. Это скорее размышления вслух. Мне нравится то, чем я занимаюсь, — информационными технологиями, я искренне верю в то, что они направлены на упрощение работы и получение пользы теми, кто их применяет. Вот только на данном этапе приходит понимание, что три кита, на которых стоят информационные технологии, — информация, технологии и кадры, уже уверенно встали на ноги, но пока еще смотрят в разные стороны, до конца возложенные на них надежды.

Но, быть может, в будущем не только буренки будут с чипами, но и человек сразу при рождении будет подключен к сети Интернет.

Журнал IT-Manager    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Сергей Горшенин

Сергей Горшенин

Начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций завода "Светлана" входящего в госкорпорацию "Ростехнологии". Имеет 3 высших профильных образования, в том, числе МВА. Является постоянным автором журнала и членом экспертного совета IT Manager.

Опыт руководящей работы (10 лет), в активе создание ИТ-подразделений в соответствии со стандартом ITSM/ITIL, построение ИТ-функции в географически распределенных холдинговых компаниях, формирование и управление коллективами ИТ-специалистов, обучение и разработка программ профессионального развития подчиненных. Опыт работы с крупными проектами в области автоматизации деятельности предприятий: определение бизнес-задач проекта, определение и согласование требуемых для выполнения проекта ресурсов, постановка задач (для участников) на автоматизацию, описание бизнес-процессов, разработка Технического задания и документации, формирование и исполнение бюджета проекта. Опыт ведения портфеля проектов. Знание современных ИТ-решений и сервисов, а также западных стандартов и практик.

•    Член центра ИТ-экспертизы Российского Союза Директоров ИТ
•    Член программного комитета международного ИТ-конгресса «International CIO Congress “White Nights”» и ряда других ИТ- конференций
•    Член комитета по ИТ Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты
•    Соавтор и ведущий телепрограммы «Готовые решения»
•    Автор более 50 публикаций в профессиональных ИТ и бизнес изданиях, таких как Консультант, Harvard Business Review, IT Manager, CNews, Intelligent Enterprise, CIO, Rational Enterprise Management, Системы управления бизнес процессами и ряда электронных изданий.
•    Автор 2 методических пособий по программированию
•    Автор 4 программных комплексов автоматизации деятельности в разных областях
•    Лауреат премии IT-Директор 2010
•    Лауреат независимой премии "Infostart awards 2015" - "За вклад в развитие сообщества"


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

В любом традиционном бизнесе, а наш не исключение, информационные технологии не могут стать системообразующей функцией.

Мероприятия


22.06.2016 — 23.06.2016
Компания DISTREE объявила о том, что в 2016 году традиционные мероприятия для корпоративного и потребительского сегментов пройдут в новом раздельном формате. Растущая с каждым годом популярность мероприятий DISTREE и постоянно увеличивающееся число участников каналов B2B и B2C привели к логической реогранизации события.