Ветер перемен меняет дорожные указатели

Ветер перемен меняет дорожные указатели
Алексей Максимачев | 09.02.2017

«Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, 
и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось» 
Булат Окуджава


Еще из школьного курса физики мы знаем: любая система стремится к равновесию. Это единственное стабильное состояние любой системы. Человек стремится к комфорту и определенности. Большинство людей не любят изменений и сопротивляются им. Причин тому много. Для осуществления изменений требуются немалые усилия, отказ от старых и привычных приемов, овладение новыми навыками и квалификациями, изучение новых способов взаимодействий, отработка незнакомых ранее процедур и процессов, формирование иных отношений. Причем не ошибиться при проведении изменений удается в очень редких случаях. Боязнь того, что в процессе изменений ситуация станет хуже, заставляет нас отказываться от перемен. А уж золотое правило системного администратора (некоторые утверждают, что это правило программиста) «работает — не трогай» вообще приводит к минимизации изменений. В конце концов, наша человеческая лень тоже играет не последнюю роль. 

В теории даже существует состояние устойчивого равновесия. То есть при малых воздействиях и отклонениях от этого состояния возникают силы или моменты сил, возвращающие систему в первоначальное положение. Ключевое в данном определении — «малые воздействия». Достичь равновесия можно только в частном случае, и то ненадолго. В нашем быстро меняющемся мире нет подобных воздействий. Как в бизнесе, так и в жизни вообще, существует слишком много неопределенных и непредсказуемых факторов, влияющих одновременно и с разных сторон. Любая реальная система изначально обладает огромным количеством степеней свободы, а оттого и неустойчива. Даже для того, чтобы оставаться на месте, необходимо бежать изо всех сил. И это утверждение верно еще с середины девятнадцатого века, со времен Льюиса Кэрролла.

Любое мгновение — это либо движение к совершенству, 
либо деградация
Эндрю Мэтьюз


Организациям изменения необходимы, чтобы выжить, развиваться, а в некоторых случаях и оказаться в лидирующем положении. Новые технологии, открытия и изобретения не оставляют шанса стандартным способам работы. Компании, тратящие основную часть своего времени и ресурсов на поддержание равновесия, вряд ли могут на что-то рассчитывать в нынешней, столь непостоянной обстановке. Разумеется, есть ниши, в которых отлаженная технология и привычный уклад значат больше, чем нововведения и инновации, но такое положение не может длиться вечно, если, конечно, есть хоть малейшая конкуренция. 

Успешная организация всегда находится в динамике. Это живой организм, который непрестанно куда-то движется. Подобное движение может быть в направлении как роста, так и спада. Если предположить, что все организации стремятся к развитию, становится понятно, что их целью является движение только в положительном направлении, в сторону роста.

С развитием предприятия происходит и эволюция изменений. Начальная причина перемен — действие сил, внешних по отношению к организации (все, как в том же школьном курсе физики). Сначала эти силы едва заметны и не ощущаются компанией, воспринимаются как внешнее окружение, не относящееся к ней. Постепенно перемены в технологиях, методах и способах работы проникают в компании конкурентов и партнеров. Появляются новые стандарты качества, времени и работы. Не принимая во внимания изменения и откладывая рассмотрение перемен и дальнейшего развития, организация ставит под угрозу эффективность своей работы. Перемены, которые еще недавно были внешними, превращаются во внутренние, а их необходимость становится неизбежной в такой ситуации. Вот один из простых примеров, пришедший из внешнего окружения, — появление смартфонов и, главное, приложений, написанных для мобильных устройств. Еще несколько лет назад только гики и иные технически продвинутые люди пользовались мобильными приложениями. Но жизнь не стоит на месте. И сегодня любой человек может вызвать такси, используя мобильный сервис. Более того, сейчас практически не осталось служб такси, где отсутствует сервис вызова авто посредством мобильного приложения без участия диспетчера. Компании вынуждены иначе организовывать свою деятельность, чтобы не потерять клиентов, которым удобнее обратиться к простым приложениям, чем общаться с диспетчером. Да и простая экономия не позволит держать большой штат в колл-центре, когда можно обойтись без него. В ногу с такси идут и другие отрасли: интернет-торговля, туризм, конференции, медицина. Эти изменения чаще всего происходили даже не по желанию компаний, работающих в данных отраслях, а скорее в результате конкуренции. Если предприятие не изменится, конкуренты возьмут на вооружение новые инструменты и технологии раньше. Тем самым привлекут к себе целый пласт клиентов, которым привычнее и удобнее мобильные устройства, а значит, и мобильные технологиями. 

«Тот, кто не знает, куда направляется, 
очень удивится, попав не туда» 
Марк Твен



Но изменения только для того, чтобы не отстать от конкурентов не приведут к лидерству. В любом случае, первый вопрос, который нужно себе задать: «Зачем?» В каждом проекте необходимо понимать цель. Иначе организация будет дрейфовать, постоянно перестраивая себя как снаружи, так и изнутри. Цели должны мотивировать к действиям. Звучит банально, но иногда полезно задуматься над прописными истинами. Сколько проектов погибло, так и не завершившись только по той причине, что цели были непонятны не только участникам проекта, но и даже его заказчику. Или, как вариант, цели у заказчика проекта были, но он их по какой-то причине не озвучил.

Понятно, глобальные изменения требуют времени на их проведение. Но в нашем быстро развивающемся мире времени становится все меньше и меньше. Кому будет нужен новый продукт, появившийся через два года после того, как прекратится выпуск устройства, для которого он разрабатывался? Изменения сейчас не только должны проводиться достаточно быстро, но и быть настолько гибкими, чтобы в любой момент совершить пивот. Это не признание поражения и не провал. Пивот выражает способность проекта адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, требованию рынка, новым технологиям. Иногда это — судьбоносное радикальное изменение, а иногда — плавная доводка с помощью улучшений, помогающая проекту встроиться в «пазы» бизнеса. Драматизировать такое развитие событий не следует, но подобные развороты не могут быть частыми. Среди компаний и продуктов, когда-то прошедших эту точку разворота и даже перестроивших свой бизнес, есть и суперкомпании: Groupon, Starbucks, Twitter, PayPal, Pinterest, Instagram, Nokia, Flickr, HP, Wrigley, Suzuki. Пивот — это вершина изменений, это изменения изменений.

«Ручки осциллографа нужно крутить по одной»
Народная мудрость


Несмотря на огромное количество внешних факторов, влияющих на проведение изменений, значительная составляющая успеха проекта содержится в контроле над его реализацией. Неконтролируемые изменения почти всегда очень быстро приводят к хаосу. Вообще, контроль — один из самых важных элементов любого управления, в том числе и изменениями.
Внедрение важно проводить в соответствии с заранее разработанным четким планом и постоянным отслеживанием реакции системы. Конечно же, правило «ручки осциллографа нужно крутить по одной» тоже забывать нельзя, поскольку одновременное внедрение нескольких изменений не позволит отследить, какое из них повлияло на результат.

Управление проектом часто сводится к управлению рисками. Методов управления рисками не много. Их можно разделить на четыре группы: уклонение, локализация, диверсификация и компенсация. Уклонение от рисков предполагает серьезные ограничения в проведении изменений вплоть до отказа от рискованных проектов. То есть отказ от инновационных и иных проектов, реализуемость или эффективность которых вызывает сомнение. Локализация предусматривает выделение наиболее опасных этапов и участков проекта с усилением контроля на местах. Диверсификация — распределение крупных проектов на более мелкие и разнонаправленные, широкое распределение ответственности, дублирование подрядчиков и партнеров. Этот метод часто требует серьезных финансовых и временных вложений. Компенсация рисков требует создания механизмов предупреждения сбоев и опасностей и, соответственно, более четкого и долгосрочного планирования. Несомненно, «золотой таблетки» от всех рисков не существует, но все четыре метода в совокупности позволяют проводить изменения, достаточно серьезно снизив вероятность провала.

«Совершенствоваться — значит меняться;
 быть совершенным - меняться часто» Уинстон Черчилль


Хотя люди обычно не любят изменения, рано или поздно приходит осознание их необходимости. Когда мы готовы смириться с тем, что этого не избежать, то начинаем планировать изменения, отодвигая их как можно дальше. Но со временем, с появлением опыта, сами инициируем данный процесс. Как и любая деятельность, проведение изменений приносит удовольствие только тогда, когда у нас есть определенность, уверенность в том, что проект станет успешным. 
Важно видеть результаты своего труда. Пусть не все задуманное перед началом проекта будет выполнено. Но если проведенные реформы оказались достаточно серьезными, и нашей компании или нам самим удалось подняться на новую, качественную высоту, значит, все сделано правильно. Если компания выходит на более высокий виток спирали развития, мы чувствуем гордость, что именно благодаря нашим усилиям достигнут успех. Возможно, изменение было совсем крохотным и облегчило деятельность небольшой группы людей или только одного человека. Но даже то, что одному человеку стало проще, дает почувствовать значимость выполненного. Видеть результат своей работы — лучшая мотивация.

Каждый из нас дорожит тем, что у него есть — семьей, домом, своим делом, кругом близких и знакомых. Это мир благополучия и стабильности, порой собранный по крупицам. Создать свой мир бывает настолько непросто, что изменения могут казаться чем-то необдуманным и абсурдным. Однако жизнь не стоит на месте, и то, что еще вчера представлялось незыблемым и вечным, сегодня становится призрачным и неустойчивым. Изменения вокруг неизбежны.
Говорят, мир развивается по спирали. И с каждым витком можно оказаться выше или ниже, иногда просто пойти по кругу. Но та высота, которой мы достигаем, зависит только от нас. 
Научившись получать удовольствие от изменений, человек перестает бояться нового и становится более открытым. И когда начинает меняться сам, то меняет и мир вокруг себя. Главное, понимать или хотя бы попытаться понять, что ты хочешь сегодня, сейчас и от жизни вообще. Можно перестать думать о работе, о серых буднях. Увидеть в своей деятельности нечто интересное и понять, как и что нужно изменить, чтобы работа увлекала и давалась легко, способен почти каждый из нас. Увидев вокруг себя прекрасный удивительный мир, мы не даем возможности появиться скуке и выгоранию. А можем постоянно находиться в режиме правки и получать удовольствие от тех изменений, которые сами приносим в жизнь, работу и семью. И когда получаем удовольствие от того, что делаем, — у нас получается лучше.

Теги: изменения, ИТ-директор, CIO life

Журнал IT Manager    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Алексей Максимачев

Алексей Максимачев

Медицинский центр XXI век.
Работает в отрасли информационных технологий с 1993 года. Опыт работы ИТ-директором более десяти лет. Почётный член Санкт-Петербургского Клуба ИТ-директоров (SPb CIO Club), несколько лет входил в состав правления клуба. Является членом союза ИТ-директоров России (СоДИТ).  Параллельно с основной деятельностью ИТ-директора занимается разработкой и внедрением малых онлайн-сервисов. Является постоянным автором журнала IT Manager и входит в экспертный совет.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Нефункционирующая складская система — это практически парализованные отгрузки, то есть критические нарушения с самыми серьезными последствиями для бизнеса.

Мероприятия


16.03.2017
Открылась регистрация на московский Гранд Форум BIT-2017! Начался прием заявок на участие в Форуме «Бизнес и ИТ. Вокруг ЦОД. Вокруг Облака. Вокруг Данных. Вокруг IP. Вокруг IoT. ProAV», который пройдет в Москве в марте Стартовала регистрация на уникальное отраслевое мероприятие – Международный Гранд Форум «Бизнес и ИТ. Вокруг ЦОД. Вокруг Облака. Вокруг Данных. Вокруг IP. Вокруг IoT. ProAV», или BIT-2017 в Москве. Мероприятие, посвященное дата-центрам, облачным технологиям, работе с корпоративными данными, Интернету вещей, IP-коммуникациям, аудио- и видеотехнологиям, а также ИТ-сервисам для бизнеса, состоится 16 марта в конференц-центре бизнес-отеля «AZIMUT Отель Олимпик Москва»!

26.03.2017
26 марта 2017г. в Москве, в отеле «Бета» (Измайловское шоссе, д.71 корп.2Б) компания B2B basis проводит уникальный авторский мастер-класс Михаила Галейченко «Бизнес с планшета. Как управлять жизнью, командой и бизнесом, используя современные технологии». Мастер-класс проводится в Москве впервые!