Антикризисное облако: от ЦОДа до сервиса

Антикризисное облако: от ЦОДа до сервиса
Ярослав Фаробин | 20.03.2015
В новой экономической реальности к стандартным вопросам эксплуатации ИТ-инфраструктуры, работы корпоративного парка оборудования и ПО добавились новые: как действовать в условиях снизившейся доступности инвестиций, изменившегося законодательства и необходимости импортозамещения. «Облака» и в этой ситуации оказываются эффективным решением. 

«Облака», виртуализация, аренда

Для эффективной поддержки бизнеса ИТ-инфраструктура должна соответствовать текущим бизнес-задачам, обладать достаточной гибкостью и оперативностью. 

Этому мешают стандартные проблемы: необходимость эксплуатации разнородных серверов, неэффективное использование ресурсов (в среднем, не более 60%), отсутствие гибкости управления, нехватка компетенций для решения задач виртуализации и т.д. 

Обычная виртуализация части ИТ-мощностей компании не спасает от проблем с интеграцией с традиционными системами, непрозрачности затрат и необходимость будущих инвестиций с учетом необходимости развития сервисов и замены оборудования.

Зачастую можно услышать мнение, что сегодня, с учетом кризиса и усложнения поставок оборудования западных вендоров, не стоит сбрасывать со счетов такую услугу, как аренда физического сервера в коммерческом дата-центре. Такой подход, действительно, сохраняет актуальность. Нужно лишь иметь в виду, что некоторые его «адвокаты» зачастую скрывают от заказчика важные тонкости, связанные с арендой «физики»: надежность производителя оборудования, модель предоставления услуги, реальный уровень компетенций специалистов поддержки. В наиболее одиозном случае под громкими словами об аренде современного серверного оборудования может скрываться некоторое количество системных блоков с охлаждением посредством кассетного кондиционера. 

Облачные технологии, в отличие от виртуализации серверов, позволяют потребителю сохранить контроль над своими ресурсами, даже размещенными в стороннем ЦОДе: самостоятельно управлять объемом потребления, конфигурациями виртуальных машин, их группами, настраивать выход в глобальные сети,  заранее определять стоимость необходимых ресурсов, вести мониторинг и аналитику. 

Свое «облако» vs. «облака» провайдера

Следующий вопрос, традиционно возникающий у заказчиков «облаков»: в чем выгода обращения к провайдеру? Не лучше ли построить собственное облако?  На практике, при таком подходе на заказчика ложатся заботы о поддержании резервного пула оборудования, что серьезно раздувает ИТ-бюджет. В случае же обращения к провайдеру все насущные проблемы эксплуатации ИТ-систем остаются на его стороне, и обязательство провайдера решить эти проблемы с необходимым качеством и оперативностью зафиксировано в договоре SLA. 

Другой важный критерей – сроки возврата инвестиций. Для создания своего облака необходимы единоразовые (и довольно крупные) инвестиции, а то, чтобы окупить их, уйдут годы. В случае сотрудничества с провайдером клиент избавлен от капитальных инвестиций в принципе. Его затраты ограничиваются абонентской платой – с одной стороны, она фиксированная и предсказуемая, с другой – если обстоятельства изменятся, клиенту не придется распродавать ставшее ненужным оборудование или перепрофилировать сотрудников: он просто прекращает пользование услугой, согласно условиям, обозначенным в договоре с провайдером. 

Следующий шаг в развитии облачных платформ - появление «облака из коробки» - решения, которое может быть развёрнуто для компаний любого масштаба, вплоть до федерального уровня, менее вем за неделю, причем в ЦОДе провайдера или на собственных ресурсах заказчика - по его усмотрению. При работе с таким решением затраты заказчиков на развертывание и поддержку новых сервисов сокращаются в 20 раз, затраты на поддержку виртуальных ресурсов – в 2-3 раза.  

Большое значение имеет в этом случае качество программно-аппаратной и инженерной основы облака - ЦОДа, в котором оно размещено. Например,  ЦОД «ТрастИнфо». Это один из крупнейших и наиболее надежных дата-центров в России, с показателем доступности 99,982% (соответствует уровню Tier III). Проще говоря, в течение целого года «ТрастИнфо» может простаивать не более 1,5 часов – лишь несколько минут в месяц. 

Теги: облачные технологии, ЦОД, cloud, data center, кризис, сервис

Компания: ТрастИнфо, Microsoft

Об авторе


Ярослав Фаробин

Ярослав Фаробин

Руководитель направления «Облачные сервисы и инфраструктурные решения», компания «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»)


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

Основа современного мира — скорость. Если компания хочет остаться на плаву или паче чаяния быть в лидерах — она вынуждена принимать вызов высокого темпа. В противном случае останется на заведомо проигрышных позициях.
В жаркие летние дни проблема выбора кондиционера становится очень актуальной как для домашних, так и для корпоративных пользователей.

Мероприятия


08.09.2016
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания Event House приглашает Вас принять участие во втором Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT-Forum»! Промышленная автоматизация на предприятии – важная область, которой уделяется повышенное внимание. Использование информационных технологий - один из немногих технологически и экономически выгодных способов повышения эффективности подготовки производства. На современных предприятиях автоматизируются по максимуму все возможные участки работ. Новый взгляд на проблемы и тенденции информационных технологий в области промышленной автоматизации будут рассмотрены на II Форуме по промышленной автоматизации «Industrial IT Forum»

22.09.2016
24 июня 2016 года Госдумой шестого созыва был принят законопроект «Антитеррористический пакет» Яровой, который назван одним из самых резонансных. Существенная часть законопроекта призвана регулировать деятельность телекоммуникационных и интернет компаний. Согласно документу, операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик. Как законопроект повлияет на рынок? Смогут ли крупнейшие интернет-компании отстоять свою позицию? Готово ли государство прислушиваться к мнению бизнеса? На конференции Право.ru участники обсудят скрытые и явные угрозы «пакета Яровой», а также о другие законодательные изменения.