Антикризисное облако: от ЦОДа до сервиса

Антикризисное облако: от ЦОДа до сервиса
Ярослав Фаробин | 20.03.2015
В новой экономической реальности к стандартным вопросам эксплуатации ИТ-инфраструктуры, работы корпоративного парка оборудования и ПО добавились новые: как действовать в условиях снизившейся доступности инвестиций, изменившегося законодательства и необходимости импортозамещения. «Облака» и в этой ситуации оказываются эффективным решением. 

«Облака», виртуализация, аренда

Для эффективной поддержки бизнеса ИТ-инфраструктура должна соответствовать текущим бизнес-задачам, обладать достаточной гибкостью и оперативностью. 

Этому мешают стандартные проблемы: необходимость эксплуатации разнородных серверов, неэффективное использование ресурсов (в среднем, не более 60%), отсутствие гибкости управления, нехватка компетенций для решения задач виртуализации и т.д. 

Обычная виртуализация части ИТ-мощностей компании не спасает от проблем с интеграцией с традиционными системами, непрозрачности затрат и необходимость будущих инвестиций с учетом необходимости развития сервисов и замены оборудования.

Зачастую можно услышать мнение, что сегодня, с учетом кризиса и усложнения поставок оборудования западных вендоров, не стоит сбрасывать со счетов такую услугу, как аренда физического сервера в коммерческом дата-центре. Такой подход, действительно, сохраняет актуальность. Нужно лишь иметь в виду, что некоторые его «адвокаты» зачастую скрывают от заказчика важные тонкости, связанные с арендой «физики»: надежность производителя оборудования, модель предоставления услуги, реальный уровень компетенций специалистов поддержки. В наиболее одиозном случае под громкими словами об аренде современного серверного оборудования может скрываться некоторое количество системных блоков с охлаждением посредством кассетного кондиционера. 

Облачные технологии, в отличие от виртуализации серверов, позволяют потребителю сохранить контроль над своими ресурсами, даже размещенными в стороннем ЦОДе: самостоятельно управлять объемом потребления, конфигурациями виртуальных машин, их группами, настраивать выход в глобальные сети,  заранее определять стоимость необходимых ресурсов, вести мониторинг и аналитику. 

Свое «облако» vs. «облака» провайдера

Следующий вопрос, традиционно возникающий у заказчиков «облаков»: в чем выгода обращения к провайдеру? Не лучше ли построить собственное облако?  На практике, при таком подходе на заказчика ложатся заботы о поддержании резервного пула оборудования, что серьезно раздувает ИТ-бюджет. В случае же обращения к провайдеру все насущные проблемы эксплуатации ИТ-систем остаются на его стороне, и обязательство провайдера решить эти проблемы с необходимым качеством и оперативностью зафиксировано в договоре SLA. 

Другой важный критерей – сроки возврата инвестиций. Для создания своего облака необходимы единоразовые (и довольно крупные) инвестиции, а то, чтобы окупить их, уйдут годы. В случае сотрудничества с провайдером клиент избавлен от капитальных инвестиций в принципе. Его затраты ограничиваются абонентской платой – с одной стороны, она фиксированная и предсказуемая, с другой – если обстоятельства изменятся, клиенту не придется распродавать ставшее ненужным оборудование или перепрофилировать сотрудников: он просто прекращает пользование услугой, согласно условиям, обозначенным в договоре с провайдером. 

Следующий шаг в развитии облачных платформ - появление «облака из коробки» - решения, которое может быть развёрнуто для компаний любого масштаба, вплоть до федерального уровня, менее вем за неделю, причем в ЦОДе провайдера или на собственных ресурсах заказчика - по его усмотрению. При работе с таким решением затраты заказчиков на развертывание и поддержку новых сервисов сокращаются в 20 раз, затраты на поддержку виртуальных ресурсов – в 2-3 раза.  

Большое значение имеет в этом случае качество программно-аппаратной и инженерной основы облака - ЦОДа, в котором оно размещено. Например,  ЦОД «ТрастИнфо». Это один из крупнейших и наиболее надежных дата-центров в России, с показателем доступности 99,982% (соответствует уровню Tier III). Проще говоря, в течение целого года «ТрастИнфо» может простаивать не более 1,5 часов – лишь несколько минут в месяц. 

Теги: облачные технологии, ЦОД, cloud, data center, кризис, сервис

Компания: ТрастИнфо, Microsoft

Об авторе


Ярослав Фаробин

Ярослав Фаробин

Руководитель направления «Облачные сервисы и инфраструктурные решения», компания «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»)


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Другие материалы рубрики

Безусловно, обеспечение деятельности оператора электронного правительства целесообразно оставить на инсорсинге.

Мероприятия


22.06.2016 — 23.06.2016
Компания DISTREE объявила о том, что в 2016 году традиционные мероприятия для корпоративного и потребительского сегментов пройдут в новом раздельном формате. Растущая с каждым годом популярность мероприятий DISTREE и постоянно увеличивающееся число участников каналов B2B и B2C привели к логической реогранизации события.